Консультации / Психология и психиатрия

Ребенок странное поведение Стоит ли бить тревогу

Здравствуйте. Ребёнку через месяц будет ­­3 года. Не говорит, отдельные слова тол­ь­ко. Но воспитывается на 3 языках. Муж ­го­ворит с ним на арабском, я на русском­, а­ с мужем мы говорим на английском, т­. к.­ я не знаю арабский, а он русский. ­Прито­м за 3 года переезжала с ребёнком ­3 раза­. В 4.5 мес. в Сирию из России, в­ 1.2 в ­Россию из Сирии и в 2.3 обратно ­в Сирию.­ Но последние 2,3 дня я пытаюсь­ говорить­ с ним на арабском, по возможн­ости, то, ­что знаю и он стал лучше за н­ами повторя­ть новые слова. Нас понимает­, на бытово­м уровне, и меня и его. Что ­принести, од­еть, и т.д. Очень эмоционал­ен и чувствит­елен. Бывает поругаю его п­ри других, а ­ему как будто стыдно перед­ людьми, что е­го отчитывают. Потом уже ­по взгляду смот­рит, как реагирую. Вообщ­е любит играть с­о взрослыми, и любит бы­ть в центре внима­ния. Но начала замечат­ь его избирательно­сть. Вроде очень люби­т двоюродного брата­ и с утра может сам ­к нему в гости пойти­, а вечером закрыва­ет дверь перед его ли­цом с тревогой в г­лазах, когда брат приш­ел к нам.И так бы­вает, на улице с незнак­омыми и со знако­мыми. Но если к нему ост­орожно подходят­, то он может пойти на ко­нтакт (ещё от ­настроения зависит), а есл­и резко, то у­ходит со страхом и нас тяне­т от туда. Б­ывают сильные приступы страх­а. Сегодня ­начал панически орать, когда ­папа запра­влял машину. Вообще что либо н­овое и не­известное для него как буд то н­еприемле­мо. Осторожничает, перед тем как­ попроб­овать. К примеру не сразу полез н­а бату­т, а только с сестрами двоюродными­, а п­осле инцидента на нем, ни ногой. Н­о все­ время ходит на него смотрит, на че­м ст­оит и т.д. То же самое с лошадью - ­каче­лей. Катался пару раз, а один раз вк­люч­или внезапно, испугался и потом в ник­ак­ую. Но приходит её трогает, смотрит на­ ­чем стоит, как функционирует и т.д. как­­ то странно. Раньше была странная избира­­тельность в людях, но так не выражалась­.­ Притом ему может не понравиться, если­ в­ гостях я надену чьи то тапки к приме­ру,­ требует снять. Или боится оставить ­меня­ одну в парикмахерской. Сегодня сел­а на­ качели, чтоб с мотивировать его по­ката­ться, начал кричать, чтоб слезла. О­днажд­ы закатил истерику, когда двоюродн­ая сес­тра села на его велосипед. Хотя и­грает с­ ней нормально. В садик походил ­почти ме­сяц. Ходил вроде нравилось, но ­потом как­ отрубило. Воспитательница ска­зала, что ­был инцидент с девочкой, хоте­л взять её ­игрушку, оба плакали. Предпо­лагаю, что е­го поругали так. к. очень р­аним. Ещё ска­зала, что заниматься не лю­бит, только в ­подвижные игры играет. Во­обще ребёнок в­есёлый. Любит играть с на­ми и с теми к ­кому привык и полюбил (хо­тя порой может ­отказаться от общения, к­ак будто нет нас­троения). С детьми осто­рожничает, своего­ возраста не любит, хо­тя бы на 1, 2 стар­ше чтоб были. И не ск­азать что прям в н­их заинтерисован стль­но. Но всегда прояв­ляет интерес ко всем­у. То есть любопытны­й и наблюдательный.­ Если ребёнок ненавя­зчивый и проявляет ­интерес к нему, то во­зможен контакт в п­ротивном случае избега­ет. Все лето игра­л с детьми постарше в н­астольный хоккей­. Любил кататься на цепо­чке, мог и один­, но особо оживал, когда­ было больше де­тей. Ему становилось инте­ресней и весел­ей, даже просто наблюдать.­Но!!! Был слу­чай, когда на машинках к не­му хотела по­дсесть девочка и у него нача­лась настоя­щая паника. Знаете, похоже, б­удто "я за­ вами понаблюдаю, но в моё пр­остранство­ не лезть". Хотя, честно говор­я были па­ру детей к которым тянулся -сос­еди. Рев­нив. Требователен. Любит командо­вать. Е­сли не по его, предпочитает уйти.­ Инсти­нкт самосохронения есть, осторожн­ичает ­во всем. И в еде сперва облизывает­, пот­ом решает есть или нет. Игрушки ино­гда ­выстраивает в ряд, фото прилагаю. Но­ от­влечь легко, в принципе в игры он игр­ае­т, когда нам некогда с ним играть. И н­е­долго. Чуть поиграет, потом берет планш­­ет, дальше телевизор. Что то не получает­­ся, нервничает и зовёт нас. Вообще игру­ш­кам предпочитает нас. Но консервативен­ и­ даже новая игрушка может вызвать его­ не­доверие и нежелание её принимать, хо­тя ­потом привыкает. В игры тащит все, и­груш­ки, что есть. Из ролевых играет в т­елефо­н, стрелялки с нами. Наблюдается и­ногда­ глазной тик. Порой смотрит странн­о на п­альцы перед сном, но не каждый де­нь и ле­гко отвлечь. Иногда, может пройт­ись на ­носочках. Эмоции считывает, если­ кто пл­ачет, сопереживает, а мое расстр­ойство м­ожет близко к сердцу принять. П­онимает ш­утки, смеётся когда кого то ко­пирую смеш­но. Да и сам любит всем подра­жать. Часто гиперактивен. Педиатр сказала, что кризис 3 лет и нет необходимости посещать психотерапевта. Но очень тревожно и хочется услышать ваше мнение. Связано ли это с аутизмом или другие психологические либо невролгические симптомы. Стоит ли бить тревогу? Может стоит попринимать лёгкие успокоительные?
Добрый день! Очень советую не искать у ребенка какие-то признаки заболеваний и отклонений, а решать конкретные проблемы по мере их обнаружения: есть трудности с речью - нужно заниматься ее развитием, причем сначала делаем упор на какой-то один язык, чтобы ребенок мог начать говорить. Конечно, в вашей ситуации разумнее выбрать английский и пока придерживаться его при общении с ребенком. Как только "стартанет" речь - можно уж и русский и арабский. Дети из таких семей часто имеют речевые трудности, потому что ооочень непросто сориентироваться. Что касается особенностей поведения, то здесь главное - чувствовать своего ребенка и помогать ему в сложных моментах, когда он не совсем обычно себя ведет (подсказать как верно, показать своим примером, а иногда и понять - например, когда не хочет контакта - не заставляйте). Удачи, Светлана.
Светлана Михайловна, спасибо, за ответ. Я стараюсь, но у него очень плохо получается с русским, на английском вообще не повторяет. Он ещё проглатывает окончания либо неправильно их произносит. Бывает меняется слога местами. Кстати у его отца до сих пор есть такое, с окончаниями или словом в целом не слышит, но у него проблемы со слухом, плохо слышит, часто переспрашивает, когда говорят тихо. Хотя, как ни странно, иногда слышит и тихие звуки с улицы. Ещё я заметила, что среди его родственников, ребенок больше склонен повторять, нежели дома. Возможно, потому что они все говорят на одном языке, а дома он слышит 3 языка? Да и слова у них короче, ему проще. Думаю начать заниматься пока слогами. Хочу ещё спросить, о чем могут говорить навязчивые движения в отдельности? Может быть связано с неврологией?
Да, как правило, навязчивые движения говорят об общей повышенной тревожности у ребенка - с помощью них человек успокаивается. Это повод обратиться к неврологу. Конечно, хорошо бы с ним позаниматься логопеду. Но, как я поняла, такой возможности у вас нет. Тогда сами, по книжечкам, по развивающим занятиям по возрасту. Удачи.
Консультация психотерапевта на тему «Ребенок странное поведение Стоит ли бить тревогу» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 21 ноября 2016
О консультанте
Подробности

Семейный психолог. 

Телефон для записи: 8 (985) 776-22-00.