анонимно, женщина, 20 лет
Здравствуйте, Зоя Борисовна!
Мне 20 лет. Я родилась в Санкт-Петербурге, всю жизнь живу в России и я говорю с иностранным акцентом. С рождения. Раньше я об этом не знала. Мне это никто не говорил. В школе некоторые преподаватели спрашивали, но я не заостряла внимания на этом. Сейчас по долгу работы очень много общаюсь с людьми и от каждого второго слышу вопрос: "Вы иностранка?" Нет!! Большая часть людей считает, что я говорю с французским акцентом.
Я устала. На меня смотрят широко распахнутыми глазами. Мне не верят, и не хотят со мной работать. Даже если я говорю, что я не иностранка, люди все равно продолжают относиться ко мне недоверчиво. Очень страдает моя работа. Я устала. Я отчаялась. Я "иностранка" в родной стране. Я чувствую себя чужой в родной стране. Я слышала, что есть "синдром иностранного акцента". Но он возникает в течении жизни по разным причинам. Может ли это относиться ко мне? Мне приходится всем объяснять, что у меня такой синдром, чтобы пресечь дальнейшие расспросы.
В детстве я ходила к логопеду из-за того, что была плохая дикция. Дикцию исправили, но акцент-то остался.
Зоя Борисовна, что делать? С этим можно что-то сделать?
С сердечной благодарностью.
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте! мне бы очень-очень хотелось помочь, но , наверно, это будет не в моих силах, и я не оправдаю ваших ожиданий...Лично я не сталкивалась с такой проблемой, начала искать, спрашивать и вот могу только поделиться тем, что узнала и попробовать предположить свое.
Синдром иностранного акцента (англ. foreign accent syndrome) это — редкая болезнь, как правило результат серьёзной черепно-мозговой травмы или инсульта. Характерные симптомы синдрома это — когда люди начинают говорить на родном языке, с иностранным акцентом. Учёные Оксфордского университета обнаружили, что только некоторые части мозга пострадали в случае возникновения синдрома иностранного акцента, что и доказывает в определённой степени то, что отдельные части мозга контролируют различные языковые функции. Повреждения этих частей мозга может привести появлению акцента. Более чем у половины пациентов синдром обнаруживается после инсультов, а у остальных он проявляется после травм головы и различных приступов. Удлинение гласных, легкое коверкание согласных звуков, добавление гласных между словами, а также необычная постановка ударений способствуют иллюзии иностранного акцента. Часто появление синдрома связано с повреждением области мозга, известной как центр Брока. Облегчить это состояние может лечение с помощью логопеда.
Я думаю, что имела место родовая травма, если это наблюдается с рождения. Или было падение, ушиб головы в младенчестве...А речевое развитие как таковое было соответственно возрасту? судя по письму, с речью (построение фраз, словарь) у Вас все великолепно. А у невролога не были? МРТ не делали? Может в височной области есть нарушения? Раз ходили к логопеду, все-таки не так все просто, спросите у мамы о своем детстве, может (и скорее всего) разгадка там.
Что делать?....Я бы нашла внимательного невролога, сделала МРТ, а потом по результатам, искала специалиста. А вот логопед или психоневролог, т.е. люди, могущие помочь или могущие направить по нужному пути и дать рекомендации для занятий - это уже покажет исследование.
Мне кажется, отчаиваться не стоит, для начала просто нужно разобраться, найти причину. И самой не зацикливаться, а попробовать устранить ее. Существует много методик, если уж не исцеляющих, то хотя бы помогающих сгладить разные речевые дефекты. Но, опять же - сначала надо понять, была травма или нет, было кровоизлияние или нет? От этого зависит выбор направления работы. Удачи!
анонимно
Зоя Борисовна, огромное Вам спасибо за такой подробный и теплый ответ.
По поводу родовой травмы. Нас родилось двое (мой брат), я вышла второй - выходила ногами вперед и меня очень помяли при рождении...(по маминым словам), я была испещрена синяками и переливалась синими оттенками (моя тетя даже упала в обморок). Говорили, что я не выживу и мне осталось недолго. У меня должен был быть синдром Дауна, по словам врачей. Но я жива, как видите и относительно здорова)
Я начала поздно говорить. В 4 года только. У меня нарушения слуха. Нейросенсорная тугоухость 2 степени.
Возможно, это и есть причины?
Яковлева Зоя Борисовна
Солнышко мое. конечно. все это сказалось на развитии речи. но спасибо Богу и вашей маме-все выровнялось. Однако. нарушение проявилось в этом акценте. Найдите логопеда. который видя вас попробует подобрать способы смягчения этого дефекта. Самостоятельно тут трудно справиться, хотя тоже можно. Ведь что такое иностранный акцент? неправильная постановка ударений, другой тип дыхания, неточное воспроизведение звуков. С этим и будем бороться. Из общих рекомендаций (общих! я не вижу и не слышу Вас):
Тренируйте диафрагму:
Дыхательные упражнения. В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.
Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:
Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.
Разминка для артикуляционного аппарата:
Разминка для артикуляционного аппарата Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.
Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.
Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.
Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией
Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.
Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:
Все бобры добры для своих бобрят.
Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
Колотил Клим в один блин клин.
Гроза грозна, грозна гроза.
Бороною боронили поле неборонованное.
Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
У села ли села лиса, у опушки ли леса.
Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:
Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».
Работа над исправлением дефектов речи
Учимся произносить звуки правильно Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.
Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:
Лара играла на лире.
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.
Читайте и слушайте
Для развития дикции полезно читать вслух Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.
Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.
Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом.
Пополняйте словарный запас и исключите слова-паразиты
Наличие в разговорной речи слов «ну», «блин», «типа», «как бы» всегда негативно сказывается на том, как окружающие воспринимают содержание беседы. Избавившись от слов-паразитов, вы станете увереннее в себе и заметите, что к вашему мнению начнут больше прислушиваться.
Попробуйте, должно помочь, мне кажется! Главное, настроиться на успех и не думать, что с первого раза все получится, а вот через 2 недели уже что-то должно быть! Удачи!
Ответ опубликован 23 октября 2016