Консультации / Неврология

Аутические черты

Здравствуйте, уважаемый доктор! Сыну 2.10 года, в целом со стороны нормальный ребенок, но меня, как маму, беспокоят некоторые моменты в его развитии. Сын все понимает, выполняет просьбы, помогает по дому и уходу за младшим братиком (10 месяцев), если попросить (например, подмести пол, выбросить памперс), может и сам повторять за родителями многие действия. В глаза смотрит, откликается на имя, хотя иногда может заиграться и тогда надо повторить несколько раз. Бывает очень подвижный, много бегает на улице, на детских площадках активно лазит, а бывает вялый и очень спокойный. Любит играть в ку-ку, догонялки с родителями, часто проситься на ручки, ходит и за руку спокойно. Знает всех родных и знакомых, радуется их приходу. Веселится, кувыркается с папой на диване. Сейчас очень привязался ко мне, хочет, чтобы я постоянно была с ним, среди ночи прибегает ко мне в комнату и ложиться со мной, ревнует к младшему брату. Возможно, это связано с адаптацией к детскому саду (3 месяца назад стал ходить и такое началось, до этого как-то было все равно, есть мама рядом или нету). В целом ночной сон не нарушен, за исключением такой перебежки и вставания на горшок, зато днем дома никак спать не хочет (хотя в садике спит). С едой и горшком проблем нет, все делает сам. Беспокоят следующие моменты: 1. Эхолалии в речи. С 2 лет начал повторять их мультиков слова и фразы, просто так, часто отсроченно, сейчас когда телевизор почти запретили, повторяет фразы за мной. Например, идем по дороге, я спрашиваю, посмотри, где ты видишь нарисованный тролейбус. Он ищет глазами, находит, показывает рукой и говорит: Вот!, Я: Правильно, на чем он нарисован? Он: на табличке. Я: А какой тролейбус? Он: Синий. Я: Правильно, на табличке нарисован синий тролейбус. Он тут же повторяет фразу. Потом дальше идем, ведем другой диалог, а он ни с того, ни с сего вспоминает эту фразу и опять ее говорит. И так может вспомнить любую фразу, даже если она говорилась несколько дней назад, ни к месту. Просто что-то вспомнил и сказал. То есть, диалоги вроде бы и есть нормальные, свои мысли выражает, но и много в речи таких эхолалий. Хотя иногда такие эхолалии использует к месту и не дословно. Вот пример. Приходит на кухню и коментирует из сказки про трех медведей: "Девочка пришла в кухню и увидела на столе...(тут хотел сказать три миски с кашей). Но на столе в это время стоял стакан с семечками, вот он и говорит: "и увидела на столе стакан, а в стакане лежали семечки". То есть иногда может рассказывать не бездумно, а зависимо от ситуации. 2. Не говорит от себя от первого лица. Либо в третьем, либо во втором лице (Не хочешь!). И вообще, когда он играет сам, то говорит так, например: Садись на стульчик (при этом садиться), давай посадим в пикап мишку (садит), одевай штанишки (одевает), сади мишку тут и корми (садит мишку и кормит), смотри какая большая черепашка (смотрит). То есть по отношению к своим действиям говорит так, как говорим ему мы, взрослые, штампами. Хотя если надо сказать что-то про предмет, то скажет правильно (машинка едет по дороге или кораблик плывет по водичке (при этом катит машинку и играется с корабликом в ванной). Но все равно, это мы ему когда-то так говорили и он копирует нашу речь. Когда что-то просит, то в основном односложно (сооок!, печееееньку!, или может сказать "дать печеньку", пойдем на качелю, пойдем собираться на улицу). Вот недавно хотел, чтоб я села с ним на лавочку. Подходит, берет меня за руку и говорит "И я сяду" и ведет меня к лавочке. Просто раньше, когда мы садились на лавочку, то это я так говорила про себя, а он это же самое сказал с целью позвать меня. Я переспросила "Куда ты хочешь, чтобы я села?", Он: "На лавочку". 3. Вопросы не задает вообще никакие. Если увидел что-то интересное, то может стоять и смотреть, пока я не вклинюсь и не спрошу, что ты там увидел. Когда был поменьше, то указательный жест присутствовал, но теперь его нет. Его постоянно надо вытягивать на диалог, особенно когда идем по улице. Если я буду молчать, то и он молчит, или поет себе песенки или повторяет какие-то фразы. Но если при этом я начинаю что-то спрашивать, то отвечает на вопросы и диалог завязывается (правда очень элементарный, всегда с односложными ответами). Никак не могу добиться ответов да или нет. Если спрошу "Хочешь это (какой-то предмет или еду)?", то если не хочет, ответит "Не хочешь", если хочет, будет молчать. Правда сейчас научила иногда говорить да, но такое ощущение, что надрессировала (скажет да, только чтоб отстали и дали быстрее желаемое). 4. Никогда не зовет меня и папу. То есть, он знает, что я мама, а муж папа, но если что-то от нас надо, то просто ведет за руку или говорит дать, пойдем и т.п. Никогда не говорит например "мама, давай погуляем". А так все действия с нами называет ("папа крутит руль в машинке", "папа пришел", "мама моет посуду" и т.д.). 5. Предпочитает играть один, вернее не умеет играть с детьми, в саду держится в стороне от детей. Интересуется больше игрушками и предметами, чем людьми. Но если наиграется игрушками, станет скучно, то требует внимания (начинает хныкать, бросать игрушки). Тогда его надо занять чем-то интересным, он любит что-то новое (лепить, рисовать, клеить). С удовольствием все это делает со мной дома и в саду на занятиях. С воспитателями на контакт идет, слышит обращение к нему, отвечает на их вопросы и следует их указанием. Но если они его не трогают, играет сам, и никогда никого ни о чем не просит. Как впрочем в основном и дома. То есть у него как-бы снижена речевая и познавательная активность. Другие дети не отходят от родителей хвостиком, что-то постоянно спрашивают, хотят вместе делать, а мой держится в стороне и если его не позвать, не спросить, не направить, будет себе сам как бы на своей волне. Предпочитает все делать сам, что-то достать, одеть, если может. Помощи практически никогда не попросит, а если что-то не получается, нервничает и может иногда даже закатать истерику. 6. Тревожный с рождения. Боится резких звуков (дрель, лая собак, блендера, пылесоса), сейчас правда уже не плачет, а просто я вижу что внутри переживает. Консервативный, не любит перемен, любит определенные маршруты, места. Хотя если что-то поменять, и обьяснить это или переключить на что-то другое внимание, то истерики не будет. Когда чем-то сильно занят, текут слюни. Были неврологические проблемы, стояли на учете у невролога до года с гидроцефальным синдромом (при родах была кефалогематома, немного расширены желудочки по узи, но потом вроде-бы все пришло в норму). Были до года обильные срыгивания, но по реакциях было все нормально, развивался как положено, даже с опережением, и к году сказали все нормально и наблюдаться у невролога не надо. Некоторое время были проблемы с жеванием пищи, как-то давился или наберет полный рот и прячет за щоку, и из-за этого избирательно ел. Но сейчас все нормально. Иногда может только от мяса отказаться, если плохо жуется или от каши, если не понравилась. Уважаемый доктор! Скажите, есть ли у нас проблемы, или это мы так развиваемся? Просто я много читала про аутизм, вижу, что есть много сходств, но в тоже время много и в норме. А может быть это ранние неврологические проблемы так дают о себе знать? Стоит ли показаться неврологу сейчас? Или к какому-то другому специалисту? Спасибо за ответ.
Здравствуйте! Нельзя говорить о расстройства аутистического спектра без очного контакта с ребенком. Это очень тонкая дифференциальная диагностика. Из описания, как вы правильно заметили, можно выделить черты РАС. Поэтому самое лучшее - это порекомендовать вам консультацию детского психиатра. А также и консультацию невролога, потому что опережение в развитии тоже может говорить за какое-нибудь функциональное нарушение в развитии нервной системы. Если по врачам все в норме, то тогда неплохо было бы обратиться за консультацией к детскому психологу, так как это может быть проявлением кризиса 3 лет. Успеха!
Консультация врача невролога на тему «Аутические черты» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 2 октября 2016
О консультанте