анонимно, женщина, 27 лет
Здравствуйте! Даже не знаю к кому обратиться, вопрос сразу к 3 специалистам: неврологу, психологу и логопеду. Дочь, воздаст 2, 6, не говорит, лепечет. К самообслуживанию стремится, не все умеет, но пытается из-за всех сил. Обучаема достаточно легко, любит игрушки, навязчивых действий не наблюдалось, есть махание руками во время радости очень сильной. Дома ужасная обстановка, с мужем друг друга ненавидим и терпим ради дочери, вместе стараемся не пересекаться. Наблюдаемся у 2 неврологов, диагноз алалия или зпрр. Простые команды понимаем, глаголы, некоторые пытаемся повторять (исить, лятьгу, игать и т.п.). Но вот что у меня не сходится: в глаза смотреть может и не только маме, есть повторения за мамой, интерес к маминым действиям, общение глаза в глаза гласными звуками, (чмоканием, хрюканием) и т.д., во время песен старается напевать мелодию глядя в глаза. Когда же пытаюсь отдельные говорить слова, не всегда смотрит. Есть пару слов, но они не обращенные, просто есть и есть. Неоднократно слышала "мама", но не обращено. Ничего не понимаю что с ребенком!? Встречает с работы, улыбается, смеется, манипулирует взрослыми, капризничает, как обычный ребенок, но говорить просто как специально отказывается. Может причина в нас? В родителях, что мы скандалим? Рисует с мамой и без, играет в прятки со взрослыми (голит), любит догоняшки, смотреть и пытаться повторять действия чьи-то? Пробует себя в роливых играх, кормит маму с вилки и мн.др, но говорить отказывается. Какие могут подходить диагнозы под описание, какие анализы лучше всего сделать в данном случае, или все же это зпрр и нам где-то 1 - 1.7 года по развитию? Хоть понять, в какую сторону искать решение вопроса, я не медик, а диагнозов много(
Отвечает Шацкова Екатерина Владимировна
нейропсихолог, медицинский психолог
Здравствуйте!
извините за задержку с ответом!
Диагноз звучит адекватно: алалия и зпр.. Но ситуация в том, что это просто обобщенное название, причины могут быть разные.
Расскажите, как протекала беременность, роды, первый год жизни.
Интересуют травмы, инфекции, интоксикации как у вас, так и у ребенка.
Как с наследственностью?
Как вела себя до года?
Когда обратили внимание на то, что что-то не так? Какие-нибудь странности в поведении еще есть?
С супругом давно напряженные отношения? Ребенок мог быть свидетелем громких скандалов?
Буду признательна за дополнения.
анонимно
Екатерина, спасибо Вам за ответ и такие важные вопросы. Вы первая, кто начал их задавать. Попробую более подробно описать ситуацию, возможно Вы сможете прояснить хотя бы пару моментов для меня. Вопросов много накопилось за 6 месяцев лечения, ответы получаю только на некоторые из них.
Беременность протекала физически хорошо, чувствовала себя отлично все 42 недели. Но вот морально, меня будто сглазили: ограбили только открывшийся бизнес, авария с переломами рук, скандалы на работе, на меня упал потолок амстронг и мн. мн. др. Постоянно лежала на сохранении и скакал белок в анализах мочи. Я бойко старалась держаться и не унывать, проявляла чувство юмора и т.д. в любых ситуациях. В 1 месяц, еще не зная о положении, сдавала госы и дипломную, вышла замуж, узнала в день свадьбы о беременности. Роды протекали тяжело, род деятельность слабая, лежала больше 12 часов. Пузырь проткнули, стимулировали, воды зеленые. Диагноз при выписке: гипоксия , ВЗУР (внутриотробная задержка развития), диспластический вариант под вопросом. Что это за диспластический вариант я так и не поняла. Не было рефлекса к ходьбе. К счастью, я занялась ходьбой серьезно и дочь пошла в 1 год и 2 месяца. До 2 лет все было по срокам и хорошо, все как у всех. Доча начала после 2-х лет как сбавлять обороты, медленно. Летом мы упорно за нее всей семьей взялись: картоксин, лазер, глицын, пальтекольцин, магний, электрофорез, поездки на природу и т.д. Динамика есть. Доча более обучаема, более спокойна, хотя она и не была особо неспокойной, просто более активна. Я не логопед и не медик, но упорно взялась за дочь. К счастью, я дизайнер, беру её фантазией. Упор ставлю на моторику и речь. Изночально подозревали неврологи аутизм, практически сразу исключили. Врачи сказали так: аутист не будет специально орать или капризничать для достижения цели и легкие лекарства не помогут такому результату. Сглазить боюсь, но за 3 месяца мы многому научились: прыгать, хлопать в ладоши, самообслуживание улучшается (хочет сама), петь пару песенок (точнее подпевать маме: поем вдвоем или по очереди), ловить мячик (кидать и пинать умели), пробуем раскачиваться и каталься на велосипеде. Появилось желание ролевой игры. Повторение с каждым днем нарастает: бывает сразу, бывает после пару попыток. Мы очень много рисуем, знаем все материалы для рисования, раскрашиваем, стал получаться сюжет. У нас нет не страхов (и не было) нетипичных, стимуляторы проявляются реже, нет механики. Я знаю, что аутизм, в основном - это отсутствие общения, все остальное роли не играет. Все детки разные и у всех по разному этот диагноз развивается, но из всего у дочи страдает речь, взгляд и указательный жест. Рукой мамы пользуется только для помощи, если что-то не получается сразу. В глаза она смотреть умеет и она может повернуться и начать со мной лепетать глаза в глаза. Как только ей понятно, она общается и смотрит, начинаю усложнять слова - как отрезало, прекращает смотреть. Не могу понять, что это? Психологический зажим? Как раз с 2 где-то лет дочери, даже чуть раньше, и до 2,4 мы с мужем очень сильно ругались, на материальной почве и измены. Я не могла сдержать эмоции и постоянно орала на него, он уткнувшись в одну точку сидел и ничего не делал. Сейчас стараюсь не орать и вообще не повышать голос, если злюсь, просто ухожу куда-нибудь в сторону.
По поводу общения дочери могу уточнить, если это и можно считать детским общением.... Хвостом ходит, где все, там и она. Если дети к ней тянутся, она с радостью включается в игру. Любит прятки, догонялки, хороводы. Детей не боится, не прячется и не убегает. Иногда может отобрать игрушку, без агрессии, понимает правила игры (любой). На кого-то просто прекрасно реагирует, вместе играет, прыгает, дурачится, кого-то сразу не подпускает. На руки просится, может уснуть на руках спокойно (ради интереса пробовала). Проявляет сообразительность: включить свет, если темно, например. Подставить что-то, если высоко. Не боится прикосновений к телу и к голове, спокойно заплетается. Все мои новые занятия, предложенные мной, с радостью выполняются. Очень любознательна, не боится нового ничего. Так то особо ничего не беспокоит, обычный ребенок, как ребенок, который отзывается, обычно капризничает, имеет разные интонации, чувство страха там, где и должен он проявляться. Пугало, что не ела сама, не пользовалась горшком, не одевалась, лепетала, ходила на цыпах и толком не смотрела в глаза (до 2-х лет было лучше со зрительным контактом). Лечение помогает, есть плюсы во всем. Ну и я отрубила всю технику, стала только живое общение давать и заниматься, заниматься, заниматься, как в школе. Может ли быть это психологическим зажимом или страхом, что не поймут?
Шацкова Екатерина Владимировна
Здравствуйте!
Спасибо за пояснения.
1. Диспластический вариант - это значит, что вероятно во время созревания плода было нарушение развития соединительной ткани. В серьезных случаях это проявляется неправильно развитыми ушными раковинами, резкой асимметрией лица, неправильно развитыми пальцами. Тем не менее, даже дисплазия под вопросом обозначает, что во время беременности что-то внутри шло не так, а следовательно, глубинные мозговые структуры, которые формируются в утробе и в течение первого года жизни, развиты не очень хорошо. На практике это может обозначать, что у ребенка довольно слабая нервная система, он быстро устает, много болеет, ему тяжело сосредоточиться, внимание неустойчивое. Конечно, эти симптомы могут проявляться в негрубой форме. Для коррекции этой мозговой дисфункции рекомендована лечебная физкультура, массажи, растяжки, спокойная умеренная физическая нагрузка. Но есть один важный момент. Физкультура тут должна стать спутником жизни. То есть, чтобы человек хорошо себя чувствовал, не болел, важно постоянно давать себе физические нагрузки. Правда, я бы рекомендовала избегать командных видов спорта, поскольку они очень изматывают хотя бы в том плане, что много нужно общаться с членами команды, это может быть сложным. Ну и в целом активное общение со сверстниками таким детям не очень нравится.
2. Вот то, что к 2 годам начала "сбавлять обороты", тоже к дисфункции стволовых структур мозга. Тяжело, нервная система слабенькая, но это не значит, что ребенок не способный или у него есть серьезные проблемы с развитием. Просто ему физически сложно много делать.
3. Медикаментозная терапия была назначена адекватная. Динамика должна пойти на ней. Но не забывайте про слабенькую нервную систему. поэтому динамика тоже медленная. Значит терапия нормальная. потому как иногда бывает, что дети резки становятся суперактивными, неугомонными, шумными. И это тоже нормально, но гораздо бережнее все же на мой взгляд это постепенная динамика.
4. Не аутизм. Согласна с этим выводом.
5. То, что с фантазией к делу подходите - просто невероятно здорово и очень важно!
6. про усложнение и отказ от выполнения. Все та же причина в мозговой дисфункции - тяжело. просто очень физически сложно сделать усилие. Это нормально. Здесь главное - спокойно, постепенно усложнять.
7. Ребенок очень восприимчив к неблагоприятному климату внутри семьи. Даже если вы и не ругаетесь при дочери, то она все равно чувствует ваше напряжение. От этого ей тревожно. Ну и опять возвращаемся к нашей слабой нервной системе. Ей тревожные эмоции тоже тяжело даются, отнимают много сил. В совокупности: тревога + мозговая дисфункция, и мы имеем то, что имеем.
8. Такие детки очень теплые, контактные (в отличие от больных аутизмом), они тянутся, хотят общения, но опять же они устают. Любая эмоция, будь то положительная, или отрицательная, так или иначе отнимает силы.
9. Насчет техники. Сейчас есть много приложений для деток для развития памяти и внимания. ни там в игровой форме дают задания. Можно иногда в эти игры играть. Но, конечно, это не заменяет развивающие игры с семьей или с другими детьми.
10. Как выше сказала, тревога и мозговая дисфункция. Ну и потихоньку приближаемся к кризису трех лет, который характеризуется жаждой самостоятельности. Не стоит забывать, что самостоятельность ей тяжело дается. А неудача может отпугнуть от дальнейшего совершенствования своих действий. поэтому можно порекомендовать хвалить даже за самые маленькие успехи, не критиковать в случае неудачи, а помогать, делать какие-то вещи вместе, с последующей похвалой. Девочке может не хватать веры в свои силы.
А в остальном - физическая нагрузка. При необходимости, после консультации с неврологом, небольшие дозы ноотропов. И все получится.
Успехов вам!
анонимно
Спасибо за такой хороший ответ!!! Мне хотя бы стала понятна причина.
Мы очень с дочей вдвоем стараемся: я сочиняю и изощряюсь, как развивать ей и память и фантазию, речь, она - с удовольствием подхватывает за мной все мои предложения. Она у меня большая умница и молодец! Для нашей ситуации мы очень хорошо развиваемся и многое преодолели. Я готова ждать сколько угодно времени, сколько ей потребуется, лишь бы только все у нее было хорошо. Огромное ВАМ человеческое спасибо!!!
Шацкова Екатерина Владимировна
Здравствуйте!
Я очень рада за ваш прогресс!
по поводу ЭЭГ. Там просто показана незрелость коры головного мозга, это проходит, когда проводится коррекционная работа.
Причин может быть много.... Сложно однозначно сказать. На мой взгляд, основная причина - нарушение развития плода во внутриутробном периоде, мы с вами ранее об этом говорили. Но это проходит, если коррекцией этого нарушения занимаются. И очень важно, что все мероприятия подобного рода вы стали проводить сейчас. Тут важно не затягивать.
Обычно в таких случаях бывает, что прогресс идет замедленно, неравномерно, а после 7-8 месяцев - бабах! - и ребенок "как новенький". Главное, по достижении явных хороших результатов не бросать коррекцию, а добиться устойчивости.
Всего доброго вам и вашей дочке!
Ответ опубликован 15 сентября 2016