анонимно, женщина, 28 лет
Добрый день! Дочери 2,6 говорит много, но многое не понимаем. Есть слова, которые Произносит очень хорошо, но таких слов мало. В основном говорит середину слова, без первой буквы и окончания. Физически активна, все понимает, общительная, любознательная. Старший сын в два года, рассказывал четверостишья, сказки, пел песенки. Она тоже пытается рассказать стишок и подпевать песенку, но на своём непонятном языке. Например авова это и корова и мороженное и холодно. Различает цвета, считает до пяти, употребляет прилагательные. Других Отклонений в ней я не замечаю, так как они погодки со старшим мальчиком, есть с кем сравнивать. Но вот этот её непонятный язык меня пугает. Скоро нам в сад. Хотелось бы чтоб её там понимали. Что вы нам посоветуете, может заниматься как то? Обследование? Ну говорит, предложения строит, все понимает, но мы её не всегда понимаем. Был период она стала ходить иногда на носочках. Ходили к невропатологу, отклонений не нашла, тонус в норме, поговорила с дочкой, ничего не назначила. Сказала что у девочек иногда бывает, что ходят на носочках. И действительно, через неделю, она стала ходить нормально. Как нам быть? Спасибо!
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. На третьем году жизни ребенка, происходит революционное изменение в жизни малыша. Он обретает свободу передвижения, и количество впечатлений возрастает в несколько раз. Развитие речи у детей тоже ускоряется. Теперь этот процесс у здорового ребенка зависит от двух процессов.
Во-первых, это увеличение пассивного словарного запаса.
Во- вторых, развитие мелкой моторики рук.
Пассивный словарный запас это те слова, которые малыш понимает, но пока не говорит.
Работа по увеличению пассивного словарного запаса.
• Совместное чтение книг и рассматривание картинок. В быту не употребляется столько слов, сколько можно произнести, разглядывая картинки. Детские книжки – хороший материал для таких занятий, но картинки в них достаточно однообразные. Манера рисовать, стиль не меняется от иллюстрации к иллюстрации. Поэтому внимание малыша быстро притупляется. К тому же в детских книгах редко встречаются темы, актуальные для ребенка: семья, быт, предметы быта и прочее. Такие картинки стоит брать в журналах, рекламных брошюрах и каталогах. Там все предметы сфотографированы с максимальным качеством. Каждую картинку надо подробно обсудить. Например, если сфотографирована чашка с блюдцем, то можно не только назвать эти предметы, но и употребить глаголы 6налить, стоит, пить, брать. А так же прилагательные, описывающие эти вещи.
• Во время повседневного общения, как можно больше употреблять потешек и песенок, подходящих к случаю.
Например: «Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем…»
«Ушки мыли? - Мыли!
Глазки мыли?- Мыли!
Носик мыли?- Мыли!
И теперь мы чистые, заиньки пушистые».
Когда звучит мелодия стиха, речь ребенка развивается быстрее.
• Можно стимулировать малыша к подражанию. В книгах можно найти много пальчиковых игр, которые делают стишки и потешки еще увлекательней. Известная присказка про Сороку-воровку первое, что приходит в голову, но на самом деле их много.
Мелкая моторика рук (ручная умелость) напрямую связана с развитием речи у ребенка. Центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь взаимосвязаны. Какие же упражнения можно предложить такому маленькому ребенку?
• Брать маленькие предметы. Не стоит пугаться. Под контролем старшего вполне можно собрать рассыпанный горох на блюдечко. У детишек в этом возрасте появляется просто непреодолимое желание брать в руки всякую мелочь.
• Просунуть в щель монетку или пуговицу. Тут секрет в том, что щель может стоять под удобным углом к крохе, а может так, что каждую пуговицу надо будет поворачивать.
Упражнение развивает не только умелость рук, но и сообразительность.
• Нанизывать крупные бусины еще труднее! В этом деле нужна согласованная работа обеих рук. Начать можно с палочки от китайской еды. На палочку нанизывать проще, чем на шнурок. А именно он является конечной целью. Заниматься бусинами можно практически на протяжении всего дошкольного возраста, так сейчас самое время начать .
• Пластилин – прекрасное средство для развития мелкой моторики и следовательно развития речи у детей. Сейчас в магазинах огромный выбор этого материала. Есть даже масса для лепки специально для детей с года. Это окрашенное пищевым красителем соленое тесто очень противного вкуса. Пихать его в рот очень быстро пропадает желание. Лепить, пожалуй, пока не выйдет, а вот отщипывать кусочки уже получится.
Можно использовать и другие способы развития мелкой моторики. В магазинах продается много игрушек, в аннотациях к которым стоит развитие мелкой моторики, развитие речи у детей и вообще гениальность с первого применения. Можно использовать и их. Лучше всего, пожалуй, сортеры. Это такие кубы с разнофигурными прорезями. Развивают не только мелкую моторику, но и сообразительность.
Но, как правило, купленные игрушки совершенно не оправдывают денег на них потраченных. Интерес к ним быстро угасает.
Старайтесь выслушивать дочку, не торопить ее с ответом, чтобы ребенок мог успеть высказать все. что хочет. Поправляйте ненавязчиво произнесение слов. не высмеивайте ни в коем случае! По возможности обратитесь к логопеду.
Логопед осмотрит и выявит проблемы на местном уровне. Бывает спазм мышц речевого аппарата. Иногда в этом случае простой массаж решает проблему за несколько дней. Мышцы расслабляются, управлять языком и губами становится легче и речь ребенка нормализуется. Удачи!
Ответ опубликован 22 июля 2016