анонимно, женщина, 28 лет
Здравствуйте! В 2 года мы с сыном обратились к неврологу с отсутствием речи (на тот момент он говорил только мама,папа,нет). Невролог понаблюдала за сыном и без дополнительных обследований (мы не делали ни ээг, ни кт, у нас были только хорошие результаты нсг годичной давности) поставила диагноз ЗТРР, прописала пантокальцин, тенотен, затем когитум. Сразу сказала, да мы и сами видим, что понимание речи не нарушено. То, что ребенок слышит, подтверждает и лор. На вопросы отвечает, если не увлечен или не вредничает, конечно. Реагирует на звуки вокруг, знает свое имя и отзывается на него. Не нарушена интонационная сторона речи, он мастерски подхватывает интонации, мимику, жесты. Понимает юмор. Сейчас сыну 2.4, в запасе у него около 15 простых слов (ням-ням, да, нет, кап-кап, пись-пись, киса, пока, дай, все, на, мама, папа, баба, деда, але, дядя, биби), может повторить за мной несложные слова (овал, крути), но в свою постоянную речь их не включает. После таблеток стал спокойнее, научился играть один (играет в довольно сложные игры, например, может собрать все свои пожарные машины, поехать "тушить" пожар, потом машина "ломается" он грузит ее в эвакуатор, везет в ремонт, ремонтирует, и они опять едут тушить пожар). Умеет подражать многим животным, но выговаривает очень коряво (ка вместо ква, мя вместо мяу, аааа вместо ав). Очень развиты жесты, я понимаю его без слов всегда (возможно, это-то и плохо, но у нас нет родственников). Невролог на лето отменил все препараты, сказал, что ноотропы в жару слишком опасны. В сентябре планируется продолжать лечение. Так же в сентябре мы собираемся в детский сад.
Нужно ли нам пройти дополнительные обследования? Достаточны ли меры, предложенные нашим врачом? Меня волнует то, что прогресс весьма незначительный. Полезен ли детский сад такому ребенку, или, наоборот, это лишний стресс?
Отвечает Белякова Алла Васильевна
педиатр, детский невролог
Здравствуйте! В плане обследования можно было бы добавить ЭЭГ и осмотр окулиста (сосуды глазного дна). В лечении - при проведении следующего курса использовать другой ноотроп (напр. глиатилин). Добавить массаж спины и воротниковой зоны. А также занятия на развитие мелкой моторики, чтение, обучение простым стишкам (договаривание ребенком последнего слова).
Детский сад может оказать на ребенка разное влияние. Если ребенок контактен, активен, с устойчивой нервной системой, то общение с детьми будет стимулировать развитие речи. Если ребенок тревожный, робкий, впечатлительный, с ранимой нервной системой, то посещение детского сода может привести к изоляции ребенка и к замедлению приобретения речевых навыков. С уважением, Алла Васильевна.
Ответ опубликован 11 июня 2016