анонимно, женщина, 39 лет
Здравствуйте, Зоя Борисовна! Ребенку (мальчик) 2,9 г. Говорит преимущественно окончаниями (молока - ко; самолет, вертолет - лет; гулять -вать, машина - нина, киса - ися ). Целиком проговаривает только слова из трех букв - нёчь, чай, дяй, ножь, бай-бай и мама, папа. Сейчас стал пытаться говорить слова из 2-3 слогов, но примерно так: небо - бебо, корова- о-о-ва, т.е. выбирает гласные + окончание слова или заменяет согласные в начале слова на ту согласную, которая стоит в последнем слоге. Говорит одним словом, очень редко 2 слова, например: я-я - Саша; папа нина - папина машина, неный век - зеленый человек (это про светофор), мама бай бай.
Беременность протекала хорошо, все было в норме, родился в срок, 3570, 53 см, 9 баллов, был на грудном вскармливании до 1,9 г. Кушает очень хорошо, рано стал пережевывать пищу . Физически развит хорошо, из-за старшего ребенка часто болел ОРВИ на 1-ом и 2-ом году жизни. В 1,10 г на фоне высокой температуры и обезвоживания (ротовирусная инфекция) случились фебрильные судороги однократно. Это ЗРР? Как можно помочь ребенку разговориться правильно? Имеет ли смысл в данном случае медикаментозное лечение ноотропными препаратами? занятия с логопедом? Заранее благодарю за ответ! Анна
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. В норме в этом возрасте малыш начинает правильно и по назначению называть окружающие его предметы. К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Значительно возрастает его активный словарь. Ребенок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы.Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.У него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов, стихов, т.е. понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения. Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3-4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. Если же ребенок не говорит или есть явные признаки ЗРР, этому могут быть различные причины которые можно объединить в две основные группы – физиологические и социальные.
Физиологические причины ЗРР:
Проблемы со слухом. Плохой слух ребенка приводит к задержке интеллектуального развития, и соответственно речи. Для того чтобы активный словарь пополнялся новыми словами дети должны понимать человеческую речь, что при отсутствии слуха или тугоухости затруднительно для ребенка. Проблемы со слухом могут быть врожденные или приобретенные вследствие перенесения тяжелой болезни или травмы слухового канала. Если ребенок 3 года плохо говорит, хотя до этого его речь соответствовала нормам необходимо обратиться к отоларингологу для проверки слухового аппарата.
Недоразвитие речевого аппарата, нарушения артикуляции. Слабое развитие лицевых и челюстных мышц приводит к тому, что у ребенка возникают трудности в вокализации звуков. Этому может способствовать гипотонус мышц при рождении, раннее отлучение от груди, короткая уздечка под языком. Признаком нарушения артикуляции является сильное слюнотечение, рот у ребенка постоянно приоткрыт, твердая пища вызывает рвотный рефлекс, ребенок не говорит в полтора года отчетливые слова.
Генетические предрасположенности. Если ребенок 3 года не говорит, но при этом нет отклонений в физическом и интеллектуальном развитии, малыш активен, смышлен, возможно, в роду найдутся родственники также не спешившие заговорить. Виной тому незрелость нервной системы, замедляющая рост клеток, отвечающих за речевую деятельность, передающаяся по наследству.
Неврологические проблемы. Дети, имеющие в анамнезе заболевания неврологического характера, полученные вследствие гипоксии плода, внутриутробной инфекции, травмы во время родов, поствакцинальные реакции, чаще других имеют проблему с развитием речи. Это связано как с необратимыми изменениями мозга, так и с проблемой недоразвития сенсомоторной сферы отвечающей за восприятие и воспроизведение информации, в этом случае возможна корректировка развития речи. С такими отклонениями ребенок плохо говорит в 3 года, но при надлежащем обучении и занятиях с логопедом к шести все налаживается.
Социальные причины ЗРР:
Невостребованность речи. Причиной, почему ребенок не говорит в 2 года и позднее может быть как педагогическая запущенность, так и гиперопека над ребенком. В первом случае с ребенком практически не разговаривают, не стимулируют его речевую активность, малыш предоставлен самому себе и его пассивный словарь не пополняется новыми словами. Попадая в общество, такие дети создают впечатление немного отсталых, хотя на самом деле просто не всегда понимает обращенную к нему речь, поскольку не знает значение всех слов, иногда ребенок плохо говорит в 5 лет. Во втором случае, когда родители слишком опекают свое чадо, у ребенка отсутствует мотивация к вокализации своих желаний. Чрезмерная опека тормозит прогресс в развитии и ребенок плохо говорит, потому что у него отпадает надобность озвучивать свои желания, можно просто показывать жестами.
Стрессы и испуги. Сильные эмоциональные переживания, нахождение в неблагоприятной обстановке когда родители постоянно сорятся между собой и нередко срываются на ребенке, смена места жительства и многое другое что негативно сказывается на психологическом комфорте ребенка может привести к заиканию и стать причиной почему ребенок не говорит.
Негативизм к речи. Кризис первого года жизни совпадает с тем этапом развития речи, когда многие дети произносят свои первые слова. Независимый и упрямый характер ребенка при настойчивости родителей может дать отрицательный результат. Наблюдается картина, когда малыш, произнеся новое слово, теряет к нему интерес и больше не повторяет. Настойчивые просьбы и уговоры родителей еще встречают еще большее сопротивление со стороны ребенка, он замыкается в себе
Проанализируйте сами, что может спровоцировать задержку речи у Вашего сынишки, посоветуйтесь с неврологом, логопедом, попросите дать Вам комплекс упражнений и вперед! Только терпение и постоянная работа дадут результат.Если оставить так, как есть, то ребенок , конечно, заговорит, но качество речи и дальнейшее обучение в школе будут сопровождаться проблемами. Удачи Вам!
анонимно
Спасибо за такой информативный ответ! Попыталась проанализировать, насколько я это могу сделать.
Обратила внимание на то, что он не может поднять высунутый язык кверху или облизать верхнюю губу (только вниз). Но когда язык находится во рту, то он поднимает его к верхнему небу. Были на днях у стоматолога, уздечка в норме.
И еще вспомнила, что мне рассказывали, как мой отец (т.е. дедушка ребенка) не говорил до самого первого класса. А в первом классе разговорился. Жил он в деревне, я предполагаю, что никто не уделял этому особого внимания. Но ни умственных ни физических отклонений у него не было.
Сейчас пробуем попасть к логопеду на прием. Но тех, кого рекомендуют, пока в отпуске. Посоветуйте, пожалуйста, какие упражнения можно поделать пока с ребенком, чтобы не терять летнее время.
Яковлева Зоя Борисовна
Здравствуйте. У каждого свой путь и маршрут развития, но сидеть сложа руки, конечно, не надо. Посмотрите в интернете Сказку про Язычок, там много и подробно, в стихотворной форме даны упражнения, артикуляционная гимнастика. Больше развивайте пальчики-застегивать и расстегивать пуговки, начните с крупных, рисуйте ладошками, пальчиками, подражайте звукам природы, разговаривайте с ребенком, старайтесь вызвать его на диалог.Но все терпеливо, в игровой форме. Пойте песенки, не торопите малыша, все постепенно и с игрой. А логопед уже точно подскажет, что и как, когда увидит ребенка. Удачи!
Ответ опубликован 9 июня 2016