Консультации / Психология и психиатрия

Возможен ли аутизм

Здравствуйте, ариель аркадьевич! Недавно узнал об аутизме у детей, изучил информацию в интернете, прослушал вашу лекцию на ютубе и соотнес это с тем, что моему сыну поставили диагноз задержка психоречевого развития, из-за чего появились переживания. Сыну сейчас ровно 4 года (исполнилось 2 мая). Родился весом в 3050 в положенный срок. Во время беременности жена лежала на сохранении, т.К. Узи показывало недобор веса, но в итоге вес оказался в норме. Грудь сосал недолго, быстро перешли на искусственное вскармливание. Из бутылочки сосал не очень активно, кормить приходилось подолгу, да и сейчас аппетит средний - съедает половину в общем то небольшой порции и говорит: "не хочу больше", но избирательности как таковой не было и нет, скорее появляются любимые блюда - типа сосисок, огурцов и пр. Сам умеет есть лет с 2-3-х, однако долго вредничал и хотел, чтобы его кормили, нам казалось, что ленился. При этом быстро насыщался и начинал «набивать» еду за щеки, приходилось прикрикивать, чтобы дожевывал и глотал, но иногда набивал рот так, что его тошнило. Тут возможно наша вина в том, что кормили перед телевизором или планшетом, однако можно заподозрить и какое-то расстройство. С 3 лет 10 мес. Ест все сам, но приходится на него прикрикивать, чтобы ел быстрее. Ест не очень ловко, но еда на пол не падает. Ножом пользоваться не умеет (да и не учили). В саду, со слов воспитателей, ест самостоятельно. К горшку приучен с 1.5-2 Лет, однако спал и ходил гулять памперсах до 3,5 лет. С 2,5-3 лет начал говорить «хочу пим» - хочу писать, но казусы случались регулярно. Ночью то писал в памперс, то просыпался и ходил в туалет. С 3 лет 5 мес. Подгузником не пользуемся, «казусов» не происходило ни разу. Со сном проблем никогда не было, фобий также никаких не отмечали. Однако высоты боится, если, например, залезет высоко, то зовет маму или папу. Ходить начал ровно в год. Любит гулять улице, забираться по лестницам, кататься с горок, качаться на качелях, с прогуки увести бывает сложно, но без сильных истерик. Ребенок очень (как мне кажется слишком!) Активный и подвижный, если ничем не занят, то постоянно в движении. На улицах и в магазинах постоянно убегал, казалось, что для него это такая игра. Сейчас вроде стал сдержаннее. Меня часто зовет с ним играть в подвижные игры типа догонялок, пинания мяча. В саду они играли в "каравай-кого хочешь выбирай", пришел из сада и потащил меня в него играть. Вообще координация, как мне кажется, нормальная, сейчас любит (без фанатизма) прыгать и приземляться на обе ноги с невысоких мест - дивана, например, при этом сопровождает это словами "смотри, как я могу". Недавно исполнил двойной прыжок - с подлокотника дивана на сиденье и оттуда сразу на пол. А вот мелкая моторика так себе - пуговицы застегивает и расстёгивает с трудом, хотя в остальном с 3,5 лет умеет одеваться и раздеваться полностью, только с молнией иногда возиться на куртке. Лепит не очень – обычно только сосиски или колобки, однако любит когда я леплю и разыгрываю какую-нибудь историю. Рисует в основном только человечков (я его как-то научил), обводит руку, как-то нарисовал типа экскаватор, своих сюжетов не рисует. В саду, со слов воспитателя, выполняет задания не лучше, но и не хуже остальных детей (хотя иногда мне кажется, что ему с работами в саду прилично помогают, тк дома таких изображений не рисует). В сад пошел в 2 года 6 мес., На детей реакция нормальная, воспитатель особо не жалуется на него, можно сказать, что в садик ходит даже с удовольствием. Основная пугающая проблема – задержка речь и высокая активность. Говорить «мама», «папа» начал примерно в год, потом словарный запас нарастал очень-очень медленно. До 3-х лет в основном говорил одним словом и начасто – «пить», «пим» (писать), «кач-кач» (купаться в море или бассейне), «леля» (имя мамы - лена) и т.П. Активный запас около 30 таких слов. Пользовался им эпизодически. На вопрос «как зовут маму?» Отвечал – «леля»; папу – «атем», бабушку – «адя», дедушку –«титя». После трех стали проскакивать фразы, например: «не, о как нуно» (нет, вот как нужно), когда замечал, что что-то делали не так, как обычно или не так, как он хотел. Часто начало вспыхивать желание сделать самому, говорил «сам, сам» и на давал мне, например, раздеть его, доходило до плача, тк иногда спешили и не было времени ждать пока он сам будет пытаться одеться. Но таких фраз также было крайне мало, может около 20, и обычно типовые. Пассивный запас рос: часто показывал правильно, если спросить: от того где какие части тела до животных, вещей и проч. При этом на своем тарабарском, абсолютно неразборчивом говорит и поет нередко, например, после сна, когда сидит на горшке и т.П. (Вокализация?). В 3 года 10 мес. Начали ходить к логопеду 2 раза в неделю и заниматься дома. Прогресс вроде как за 2 мес. Есть, растет словарный запас, но вот пользуется он им как-то нерешительно. Говорит фразами, к месту: «смотри, как я могу», «меня подожди», «что это?» (Спрашивает про что попало), «не хочу больше есть» и еще несколько фраз. Переставляет слоги, слова часто произносит неразборчиво, отвечает на вопросы односложно: одним словом или перечислением. Например, «где был?» - «В зоопарке», «кого видел»: «слон, берблюд, морской котик и т.Д.», Т.Е. Предложением это назвать нельзя. На просьбу что-либо повторить или сказать пытается это сделать, но получается обычно плохо. Иногда повторяет сказанное за папой или мамой просто так, но при обращении к нему, со своей интонацией и вроде как в тему. Т.Е. Речь какая-то есть, но она на уровне 2-2,5 летнего ребенка, хотя как я писал выше прогресс за 2 месяца занятий виден. Пару недель назад гуляли в парке, он забрался на пенек и говорит «фотомируй меня», я его не понял, он повторил, я еще раз переспросил, он начала нажимать пальцем на ладонь (типа нажатие на экран смартфона), когда фотографируется всегда говорит «сыр». Вообще когда он что-то неразборчиво говорит, то повторит пару раз и видя, что я не понимаю подрывается и показывает на предмет. Например, потерял лесенку из кукольного домика и говорит «где нрзб.», Повторяет, я не понимаю и ведет меня к лестнице на кровати и показывает на нее. Также просит меня слепить из пластилина: «нрзб нужно», я не понимаю, он бежит к шкафу и показывает на него (оказалось нужно слепить шкаф). Любит иногда повторять фразы из мультиков, но например в таком виде: выпрыгивает из лифта, делает движения руками (типа кунфу): «я пана-кунфу, всех пасу» (я панда кунгфу-всех спасу), или едем на машине, а он мне: «гони, гони вспыш», это фраза из м/ф про грузовик вспыш, т.Е. Он явно просит меня разогнаться, при этом смеется. Все это уже началось после 3-3,5 лет. Со мной всегда любил играть в подвижные игры, хотя не всегда схватывал их суть. Например, говорит «ты собака», «я котик» и убегает от меня, а потом наоборот. Любит когда его подбрасывают, тискают и проч. Смеется всегда при этом. В последнее время появились игры с сюжетом: лечит мишку детским набором для врача, устраивает пик-ник, есть наверное еще игры (скорее всего все детского сада). Если я что-то делаю по дому, то бежит мне помогать, выполняет простые команды: подержи, принеси. Со сверстниками всегда играл в подвижные игры с удовольствием, но составляющая игр в основном была примитивная, хотя в последнее время параллельно с девочкой соседкой укладывали своих мишек спать, но в основном носятся по комнате и играют в догонялки. Доступны примитивные шутки: я ему говорю: «типа сморти миша (мягкая любимая игрушка) описался, плохой миша», он подхватывает и говорит «да, плохой» и смеется над ним, да еще и шлепает. Потом идет тряпочку и как бы убирает за ним. Иногда говорит нам фразу «папа (мама), себя плохо ведет» и смеется при этом, как упрекает нас. Взгляд глаза в глаза есть (вроде был всегда, раньше не обращал внимания), указательные жест есть (на старых фото вроде тоже есть). Иногда когда спрашиваешь кто это сделал, то отвечает «кирилл», но когда поправишь говорит «я», а так чаще все-таки говорит о себе в 1-ом лице (сам, меня, мой, моя, хочу и пр.), На частях объекта не зацикливается (не замечал), также не обращал внимания, чтобы выстраивал предметы в ряд, но когда стал обращать внимания, то заметил пару случаев: он вытащил 4 маленькие шоколадки из кармана и выстроил их вряд (когда я спросил что это, то ответил «мостик», мы с ним недавно строили мостик во время игры), выстроил башню из коробочек для пластилина (один раз), потом сам ее разобрал; раньше иногда выстраивал фигурки смурфиков полукругом, раз видел как выстроил животных по росту (не знаю, может еще что было, не обращал внимания). Ходит нормально 99% времени, пару раз видел как он пробежал на цыпочках. Иногда выедает из еды фигурки, например из колбасы луну, потом слона, потом дядю, потом пистолет и все это показывает родителям. Собирает пазлы, но без фанатизма. Капризы есть, но успокоить не сложно. Как то он плакал, потому что я ему что-то не разрешил, я давай смеяться над нам, типа вот нюни распустил вот смех-то, он ответил смехом сквозь слезы, но потом продолжил плакать. К перемене мест относиться спокойно – ходим в кафе (иногда там не хочет сидеть за столом. Постоянно крутиться), в цирк, в кукольный театр (сидит спокойно). Звуки не беспокоят, если не понимает откуда звук, то спросит «что шум?» (Что за шум видимо). На занятиях с логопедом бывает с трудом удерживается на месте, но минут на 20 сосредоточиться может, потом идет кормить белку. Иногда прощается с нашей машиной, будто она живая «пока машина!». Иногда трет кулачками живот, чаще когда рад чему то, но выглядит подозрительно. С другой стороны детей и взрослых не боится, любит играться и беситься, но со взрослыми иногда дистанцию не держит, например на приеме врача пытается взять игрушку у нее на столе и обижается, что ему не дают. В себе не замыкается. В выходные с утра приходит к нам в комнату и зовет меня играть. У невропатологов (неврологов) были у разных за 4 года – примерно раз в полгода (и гос. Поликлиннике, и в частной), ставили задержку развития речи (в 3 г 10 мес были сразу у двух разных), сказали заниматься с логопедом и прописали кортексин и проч то, что прописывают неврологи, но пить не стали, тк считаю, что препараты не имеют доказанной эффективности (у вас какое мнение?). Эндокринные анализы в норме. В 4 года были у детского психиатра из солидной сети поликлиник в москве (после того, как я узнал, что такое аутизми и заподозрил его), она с ним позанималась минут 30, потом еще минут 10 поговорила со мной (всего прием занял 50 мин.), Написала что доступен контакту, большинство занятий выполнял, но с химерными изображениями справился с опорой на подсказку и пр. На мой прямой вопрос про аутизм ответила – нет. Поставила диагноз – основной: другие расстройства речи и языка и f80.8 Задержка психоречевого развития. Прописала кортексин и мексидол, занятия с логопедом и дефектологом, динамическое наблюдение. Из-за прописанных лекарств и возникли сомнения в ее компетентности. Много говорил с логопедом и воспитателем из дет. Сада (она сейчас забирает его после сада, тк мы не можем с женой и он вечером проводит в играх 2-3 часа с ее сыном 5 лет), обе говорят, что нет, это не аутизм. Я прошел тест cars и на мой субъективный взгляд получается 24-26 баллов, старался поставить лучше больше, чем меньше, но все-равно взгляд субъективный. Однако, учитывая задержку развития речи и кое-какие моменты из описанных выше, я сомневаюсь не упускаем ли мы что-то (в интернете говорят, что аутисты разные бывают)? Стоит ли мне дополнительно консультироваться на предмет аутизма или нам продолжить заниматься с логопедом? Заранее спасибо за ответ!
Здравствуйте! При случае обратитесь очно. А если "случай" не наступит - продолжайте заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом и не мучайте себя :-)
Ариель Аркадьевич, спасибо за быстрый ответ и извините за назойливость или непонимание, но я правильно понимаю, что аутизм не исключен?
Ариель аркадьевич, спасибо за быстрый ответ и извините за назойливость или непонимание, но хотел бы еще кое-что уточнить - насколько мне стоит беспокоится на счет возможности аутизма? Как я сказал, мы уже посетили невролога, психиатра, опросили педагогов и теперь супруга крайне негативно относится к тому, чтобы, как она говорит "таскать ребенка по врачам". Раз есть динамика в речи, а она реально есть и существенна - ребенок постоянно обращается к нам, что-то просит, показывает, спрашивает, пусть и однообразными фразами и иногда нечетко, но все же начала строить и собственные предложения. В общем, жену и родственников я уже раздражаю... Дело в том, что я бы никогда не подумал про то, что ребенок какой-то не такой, если бы не прочитал про аутизм. Как мне казалось у него всегда был эмоциональный контакт и с нами - родителями, и с другими членами семьи. Т.Е. Он поддерживал большинство игр или занятий, правда за занятиями часто не хватало усидчивости или понимания задачи. Копировать поведение взрослых он тоже любил - разговаривал по игрушечному телефону, брал пылесос и пылесосил и пр. Со сверстниками всегда любил играть, когда выходили на улицу звал в соседний подъезд, где жила его подружка. Т.Е. Какого-либо ощущения, что ребенок замкнут, нелюдим, чего-то боится или пребывает в себе никогда не было. Сюжетно-ролевые игры ребенку доступны: на выходных играл фигурками: одна защищала смурфика от другой, которая хотела согнать его с игрушечной качели; наливал мише воображаемый чай, кормил его супом, при этом суп состоял из кусочков пазлов; играл со мной в машину на диване, при этом я его спросил где руль, а он пошел из взял в качестве руля круглый предмет, сказал, что едем в зоопарк, имитировал голосом разгон и торможение, выполнял указание остановиться на воображаемый красный и т.П. Вообще он выполняет практически все простые инструкции: принеси из другой комнаты то и то, сделай так и так, налей воды и принеси мне и т.П. Как то чинил его игрушечную машину, говорю нужен скотч, он сам пошел и достал его из тумбочки, чтобы принести. После того, как я с ним поговорил и попросил не куролесить у логопеда на занятиях он реально стал лучше себя вести. Несмотря на это все равно остаются сомнения, что за этим скрывается аутизм, тк ребенок плохо разговаривает и речь началась вытягиваться, только в 3 г. 10 Мес. После занятий с логопедом, плюс очень активное поведение. Еще раз спасибо за ваше внимание.
Добрый! Аутизма здесь нет. Есть иные нарушения, с которыми Вы, учитывая положительную динамику, успешно работаете.
Консультация психотерапевта на тему «Возможен ли аутизм» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 13 мая 2016
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.