анонимно, женщина, 27 лет
Здравствуйте. Девочка родилась в 35 недель. (Недоношенность 1 ст. (Гипоксически-геморрагическое поражение цнс, синдром гипервозбудимости,в 2 мес пили диакарб, т.К по результатам нсг была небольшая киста). Далее невролог не ставил гипервозбудимость. ) Сейчас дочери 1.3 Года. Она не говорит то что обычно говорят дети в этом возрасте (мама, папа, ам ам и т.П) еду вообще не просит ни когда, пить просит плачем. Она произносит много непонятных слов, например "кабулька" (отчетливо слышно). Голубя называет гуя, в принципе теперь она всех и все называет гуя и га, кошку зовет ссь. Раньше говорила да. Неть, отдай, но сейчас только какие то непонятные не привязанные к действию слова, как лепет. Просьбы выполняет, но не всегда. Звукам животным не подражает, но если по тв или из родственников кто то чихает, она так же повторяет чих. Можно ли считать эти непонятные слова речью? Есть ли повод к беспокойству и пора к неврологу? (Невролог плановых визитов больше не назначал )
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. Повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно (пренатально), так и во время родов (интранатально). Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.
Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей — курение, алкоголизм, наркомания.
На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места — плаценты, проникновение инфекции в матку.оды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды. Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются — гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже —внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.
Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных — эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.
Следствиями патологии нервной системы в периоде новорожденное могут быть кривошея, отдельные формы сколиотических деформаций, нейрогенная косолапость, плоскостопие.
У некоторых детей энурез — недержание мочи — тоже может быть следствием родовой травмы — так же, как эпилепсия и другие судорожные состояния у детей.
В результате гипоксической травмы плода в перинатальном периоде в первую очередь страдает головной мозг, нарушается нормальный ход созревания функциональных систем мозга, которые обеспечивают формирование таких сложных процессов и функций нервной системы, как стереотипы сложных движений, поведение, речь, внимание, память, восприятие. У многих таких детей обнаруживаются признаки незрелости или нарушений отдельных высших психических функций. Самым частым проявлением является так называемый синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью и синдром гиперактивного поведения. Такие дети чрезвычайно активны, расторможены, неуправляемы, у них отсутствует внимание, они ни на чем не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте несколько минут.
О гиперактивном ребенке говорят: это ребенок «без тормозов». На первом году жизни они производят впечатление очень развитых детей, так как опережают в развитии сверстников — раньше начинают сидеть, ползать, ходить. Ребенка невозможно удержать, он непременно все хочет посмотреть, потрогать. Повышенная двигательная активность сопровождается эмоциональной неустойчивостью. В школе у таких детей возникает много проблем и трудностей в обучении из-за неумения сосредоточиться, организоваться, импульсивности поведения. Ввиду низкой работоспособности ребенок делает уроки до вечера, поздно ложится спать и как следствие — не высыпается. Движения таких детей неловкие, неуклюжие, часто отмечается плохой почерк. Для них характерны расстройства слухоречевой памяти, дети плохо усваивают материал со слуха, тогда как нарушение зрительной памяти встречаются реже. У них часто встречаются плохое настроение, задумчивость, заторможенность. Их трудно вовлекать в педагогический процесс. Следствием всего этого является негативное отношение к учебе и даже отказ посещать школу.
Такой ребенок труден как для родителей, так и для учителей. Поведенческие и школьные проблемы нарастают как снежный ком. В подростковом же периоде у этих детей значительно возрастает риск формирования стойких нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение школьной успеваемости.
Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста — на первом году, в 3—4 года, 7—10 лет, 12—14 лет.
Очень важно как можно раньше заметить первые признаки, принять меры и провести лечение уже в раннем детском возрасте, когда процессы развития еще не закончены, пока велика пластичность и резервные возможности ЦНС.
анонимно
Спасибо за ответ. Но как я могу трактовать эту информацию вы пользу ответа на мой вопрос (из контекста "Можно ли считать эти непонятные слова речью?"). синдром гипервозбудимости снят неврологом. сдв невролог не ставил.
Яковлева Зоя Борисовна
Нет, это не речь. Тем более, что Вы пишете, что стало несколько хуже. Что значит, просьбы выполняет не всегда? Не хочет или недослышит? Понимаете, ребенка нужно видеть, наблюдать, чтобы не ошибиться с диагнозом. Я бы сделала обследование головы, посмотрела динамику, проверила бы слух (а вдруг?). Потому что все Вами описанное в силу большой подвижности детской психики восстанавливается, но, если не принять меры, то процесс пойдет не так эффективно и возникнут проблемы. о которых я написала. А время уйдет.
анонимно
Благодарю за внимание к моему вопросу. Слух проверяли в год, норма. Обследования головы проходили с неоднократно в первые пол года. Пока по узи все пришло в норму. Была небольшая киста. Делали ЭЭг в год на эпиактивнось. про причине арп. Эпиактивности нет. "Что значит, просьбы выполняет не всегда? Не хочет или недослышит?" - одну и ту же просьбу, в один раз она может выполнить, а другой раз игнорировать. Хотелось бы дополнить -первоначальный вопрос я адресовала на сайт более месяца назад. За это время ребенок, произносит мама, папа когда мы на нее не смотрим, как бы зовет, когда мы обращаем внимание на ее зов. она смущается и прячется. также научилась произносить котя, обращаю к коту, спси -спасибо, взя-возьми, будь - буду. пока-пока говорит. при этом машет рукой. произносит где, гуя - голубь. ата -отдай ,но так же присутствуют непонятные слова. Детей упорно называет гага. но звукам животным по прежнему не подражает, Это можно считать прогрессом для возраста 1,4 года (+1 нед) или уже должен быть диалог (его нет, на вопросы не отвечает)? Спасибо за уделенное время.
Яковлева Зоя Борисовна
Ну, и снова здравствуйте! Сразу оправдаюсь-Ваше письмо как только получила-сразу ответила, т.ч. с моей стороны задержки не было ни дня! Теперь о ребенке. Вот почему информацию нужно "выбивать" из родителей? Смотрите, сколько важного сейчас написали! Я думаю, все выше написанное мною к Вашему ребенку не относится. С учетом поступления новых сведений. Это свой путь развития. Свой характер, свое настроение и т.д. Может, да, может давать знать поражение цнс, безусловно. Но процессы развития еще не закончены, велика пластичность и резервные возможности ЦНС, все можно скорректировать. Иначе в школе будут проблемы. Как это делать? Разговаривать с ребенком, играть, рисовать, просто не умолкая, в режиме онлайн! но давать и малышу слово, слушать его, не торопить с ответом, терпеливо дожидаться! Сопровождать действия комментариями-мы идем купаться.Водичка теплая, полотенце мягкое, игрушки возьмем! А какие? какие ты хочешь? Кто будет с нами купаться? ( и ждем!!!) Не сразу, но постепенно появится ответ! а то, что звуки не все еще-это пока не страшно, если что-с 4 лет к логопеду. Словотворчество (новые, смешные слова) - это нормально, даже очень хорошо! А диалог в этом возрасте еще практически невозможен, я имею в виду полноценный диалог! Ребенок пока "впитывает" Вашу речь! "Так что, занимайтесь, развивайте ребенка, но иногда все же приходите на консультацию к неврологу, чтобы все-таки не упустить, если что-то не так! Удачи!
Ответ опубликован 7 мая 2016