Консультации / Дефектология / Длительность индивидуального занятия с аутистом

Длительность индивидуального занятия с аутистом

Добрый день! Я работаю в школе логопедом. К нам поступил ребенок с диагнозом атипичный аутизм, глубокая уо. Ребенок агрессивен, неспокоен, не контактен. Я провожу занятие в течение 25 минут. Родителям этого времени мало. Скажите, пожалуйста, сколько должно длится занятие? Как мне быть?
Добрый день. Занятия с аутистами-это не моя тема.Но думаю,ежедневные занятия не могут превышать больше 25-30 минут,учитывая агрессивное поведение,неусидчивость,нежелание заниматься. Вот нашла материал,как мне показалось ,интересный.Просто высылаю для информации. СообщениеТема: Re: Занятия дома с детками-аутистами Пт 2 Сен 2011 - 9:51 Реабилитация и абилитация детей с РАС глазами матери ребёнка-аутиста. Реабилитация и абилитация детей с РАС- это очень специфичный, длительный по времени и практически непрерывный процесс, который осуществляется индивидуально и с учётом особенностей, нарушений и искажений развития каждого отдельно взятого ребёнка. Индивидуальная программа реабилитации ребёнка с аутизмом должна включать в комплексе следующие мероприятия: 1) Реабилитационные мероприятия медицинского характера, прежде всего - грамотно и индивидуально подобранную лекарственную терапию. Не менее важны и благотворно влияют на здоровье и физическое развитие наших детей сеансы лечебного массажа, физиотерапия, ЛФК. 2) Коррекционно - развивающие занятия при участии логопеда, дефектолога, психолога. Как правило, занятия с этими специалистами проводятся не менее 3-х раз в неделю и в течении нескольких лет. К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране не существует ни одной официально признанной и рекомендуемой к применению коррекционной методики именно для детей с РДА, с учётом специфики расстройств и нарушений, свойственным только этому заболеванию. Но, несмотря на это, специалисты, работающие с нашими детьми, успешно применяют уже существующие методики, имеют, как правило, собственные наработки и авторские программы, а также профессионализм и интуицию, находя к каждому отдельному ребёнку- аутисту «подход» и добиваются отличных успехов в занятиях со своими маленькими подопечными. 3) Ежедневный (и даже ежечасный) тренинг бытовых навыков, самообслуживания, адекватному поведению в общественных местах, развитие навыков общения и коммуникации. Это, в большей степени, работа для родителей аутичного ребёнка, особенно матери, которая находится с ним рядом гораздо больше времени,чем остальные члены семьи. 4) Занятия по развитию мелкой и крупной моторики. Это любые виды гимнастики, бассейн, занятия на тренажёрах, пальчиковая гимнастика, упражнения по системе Монтессори, Домана и многие другие. Польза таких занятий не только в развитии моторики, телесно-ориентировочной реакции, снижении остроты сенсорных нарушений, но и в синхронном взаимодействии в процессе занятия с группой детей, а также со специалистом или тренером, который проводит эти занятия. Сюда же можно отнести лечение с помощью животных (анималотерапия).Это может быть и иппотерапия и дельфинотерапия и каннис-терапия,в зависимости от возможностей реабилитационного центра в предоставлении таких услуг, либо инициативы родителей ребёнка-инвалида. Помимо несомненной и подтверждённой многими исследованиями пользы в лечении именно биомеханических расстройств и функций,от любого животного ребёнок-аутист получает заряд положительного психоэмоционального воздействия, которое происходит при общении ребёнка и животного. К тому же, при взаимодействии с животным почти не нужно пользоваться речью, но всё же даже в этом бессловесном общении происходит постоянный «внутренний диалог», который и является «проводником» к возможности речевого общения . 5) Для детей - аутистов дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста огромную пользу приносят занятия в так называемых кружках дополнительного образования или творческих мастерских. Это может быть и шахматная секция, кружки по изготовлению поделок из природного материала, ткани, бумаги (оригами), бисероплетение, пошив мягкой игрушки и многое-многое другое. Польза от таких занятий - колоссальна. Это и развитие мелкой моторики, памяти, внимания, абстрактного мышления и логики, а также мотивация к общению и взаимодействию с преподавателем и детьми, которые совместно с ребёнком - аутистом занимаются в мастерской или кружке. Мой собственный родительский опыт показывает, что любой ребёнок с РАС, даже поначалу негативно относящийся к усилиям родителей или преподавателя сразу же вовлечь себя в процесс занятий, затем на какое-то время «оставленный в покое» и делающий вид, что его абсолютно не интересует происходящие, всё равно через какое-то время (у каждого - индивидуально), «внедряется» в коллектив и участвует в самом творческом процессе (естественно, с помощью преподавателя) и испытывает удовольствие от результатов своего труда. Так было и с моим собственным сыном. В возрасте семи лет его привели на занятия в кружок «Волшебство Бумаги» в нашем реабилитационном центре. Поначалу (где-то в течение недели) он вообще ничего не делал и даже не пытался, только сидел в стороне или бесцельно бродил по классу, всё же бросая изредка заинтересованные взгляды в сторону преподавателя и детей, занятых изготовлением поделок. Потом, наконец-то решился присесть за стол и учительница показала ему, как складывать напополам листок бумаги, потом на 4 части, затем на 8….В результате, через пару месяцев, мой ребёнок с гордостью подарил мне самостоятельно сделанный и довольно – таки сложный по конструкции цветочек-оригами. Очень хотелось бы обозначить важность присутствия аутичного ребёнка в любом детском коллективе, будь то детсад, школа, реабилитационный центр, игровая площадка, любые места, где для ребёнка - аутиста есть возможность находится в группе сверстников. Ни в коем случае нельзя ограждать ребёнка с РАС от общения, даже если он сам избегает любого взаимодействия с детьми и кажется абсолютно равнодушным к ним, либо проявляет резкий негативизм. Это всего лишь поведенческая защитная реакция, свойственная практически всем аутистам и она постепенно, по мере адаптации ребёнка к коллективу, пройдёт, и он начнёт соблюдать распорядок и, в меру своих возможностей, даже будет участвовать в групповых занятиях и мероприятиях. К сожалению, иногда возникает следующая проблема: если ребёнок с РАС находится в коллективе обычных детей,то в возрасте 5-6 лет здоровые дети начинают осознавать и видеть отличия от них ребёнка-аутиста. Здесь могут возникнуть и насмешки и передразнивание речевых ошибок, а иногда даже игнорирование и презрение к «не такому» малышу. В специализированных учереждениях, созданных специально для детей-инвалидов, такой проблемы, как правило, не существует, так как все дети, находящиеся там, имеют те или иные особенности, прекрасно осознают это и гораздо лояльнее и терпимее относятся к другим детям, нежели их здоровые сверстники. Есть ещё один немаловажный критерий успешной реабилитации и абилитации детей с РАС. Абсолютно все реабилитационные мероприятия, занятия с коррекционными педагогами и тренинги навыков должны осуществляться в как можно более раннем возрасте ребёнка (в идеале-не позже 3-х лет).Далее,чем старше становится ребёнок-аутист,тем глубже и устойчивее у него все ауистические аффекты и искажения психо-эмоциональной и волевой сферы, более глубоко выражена речевая задержка, соответственно и реабилитация будет менее эффективна, нежели если она бы была применена и реализована в более раннем возрасте этого же ребёнка. Мне лично очень импонирует опыт терапии аутизма, применяемый в США. Самые эффективные и результативные методики, созданные и применяемые именно для детей с РАС- разработаны специальными институтами и научными центрами, занимающимися изучением проблем аутизма. Абсолютно все эти методики и тренинги имеют в своей основе бихевиористический подход к лечению аутизма. Меня лично очень радует тот факт,что и наши, российские специалисты из сферы реабилитации детей с РАС, всё чаще применяют в своей практике элементы американских методик, либо берут в основу собственных методических разработок и авторских коррекционных программ. Также уникален и достоин подражания опыт внедрения в семью,имеющую ребёнка-аутиста, так называемого тераписта, работа которого оплачивается государством и эта услуга входит в обязательный бесплатный перечень реабилитационных услуг,гарантированных для детей с РАС законодательством США. Обязанности тераписта заключаются в том, что он работает с ребёнком по индивидуально составленной программе, содержащей элементы всех официально признанных и рекомендованных к применению коррекционно- развивающих программ и тренингов не менее 40 часов в неделю, а также ещё и попутно ведёт работу с родителями ребёнка, оказывая им консультативно-методическую помощь и привлекая их к активному участию в занятиях, проводимых с ребёнком. Помимо всего,терапист психологически поддерживает семью, воспитывающую ребёнка с диагнозом «аутизм»,помогая родителям понять, какого рода затруднения испытывает их сын или дочь и совместно с родителями ищут пути для их решения. У нас в стране, к сожалению, такого опыта работы специалистов с семьёй нет. Но всё чаще в перечне реабилитационных мероприятий некоторых наших реабилитационных центров,медико-педагогических консультаций и других служб, призванных помогать детям с ограниченными возможностями,появляется очень важный пункт под названием: «Психолого-консультативная помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями». Это очень важная и правильная тенденция. И именно с психологической помощи родителям и следует начинать осуществлять лечение и реабилитацию аутичного ребёнка, ибо она немыслима и малоэффективна при участии одних лишь специалистов, без привлечения к этому процессу семьи ребёнка. Ведь очень редко, услышав диагноз «аутизм» в отношении своего сына или дочери, родители максимально мобилизуются, осознают, что их ребёнок «особенный»,имеет проблемы с психикой, да и просто функционированием в обычной, повседневной жизни и без комплексной специализированной помощи эти проблемы не исчезнут сами собой и промедление в оказании ему такой помощи-преступно и недопустимо, иначе все ауистические проявления примут глубокий, устойчивый и необратимый характер. Но очень часто, после того, как семья ребёнка-аутиста услышит диагноз, происходит следующее: Одна группа родителей, тщательно обследовав ребёнка и услышав окончательный вердикт врачей, не могут принять его в отношении своего сына или дочки, поверить и осознать,что это случилось именно в их семье,с их собственным отпрыском. Они начинают «ходить по кругу»,иногда годами, консультируя и обследуя ребёнка в разных городах и странах, ища каких-то «особенных» медицинских «светил», которые опровергнут уже существующий диагноз и скажут родителям, что их ребёнок здоров, а аутизм-всего лишь ошибка их некомпетентных коллег. Другая категория родителей от ужаса и внезапно свалившегося на них несчастья бросаются в другие «крайности»-везут ребёнка к «бабкам» и другим народным целителям, монахам в Горный Тибет, пытаются «вылечить аутизм» с помощью БАДов, гомеопатии, всевозможных диет. Естественно, такое своебразное «лечение» не приводит ни к каким улучшениям, а в худшем случае ребёнок рискует заработать себе хронический гастрит или пищевое отравление. Третья группа родителей старается просто «замолчать» проблему, пытаясь убедить себя и окружающих, что с их ребёнком всё в порядке, а «странности» его поведения-это ни что иное,как «сложный характер»,отсутствие речи объясняются наличием в родословной предков, которые тоже не говорили до 5,6,7 и даже до 8 лет, а потом, чудесным образом, сразу же заговорили. Позже, когда аутичный ребёнок подрастает и «странности» уже сильно бросаются в глаза, его начинают просто «прятать» от посторонних глаз, тем самым ещё более способствуя ого отгороженности от внешнего мира и лишая его возможности адаптироваться к нему хотя бы частично. И в первом, и во втором и в третьем случае родители совершают непростительные , ужасные ошибки : в одном случае по причине собственных заблуждений и невежества, в другом-тешат своё самолюбие и, боясь, из-за болезни ребёнка потерять какой-то свой особенный социальный статус, в третьем «проецируют» болезнь ребёнка на себя и считают недопустимым и невозможным факт рождения у них «неполноценного» отпрыска. Вот поэтому и нужна грамотная профессиональная помощь психолога или даже психотерапевта именно тем родителям, которые находятся в «начале пути» и от горя и растерянности способны наделать много ошибок, даже в искреннем желании помочь своему ребёнку. Но прежде всего нужно психологически поддержать именно маму аутичного ребёнка, потому что её характер и эмоциональное состояние имеет ряд особенностей и отличий от матерей детей-инвалидов с заболеваниями, не имеющими отношение к РАС. Сравним, для примера, матерей детей с синдромом Дауна, ДЦП, глухонемого ребёночка с мамой аутичного ребёнка. Первые три, несмотря на выраженные особенности своих детей, получают от них важнейшее для любой матери чувство-любовь своих детей, эмоциональную отдачу, особую чувственную связь, которая усиливает и «подпитывает» то самое «материнское чувство» и стремление заботиться, чувственно нуждаться в своём ребёнке. Мать ребёнка-аутиста, зачастую лишена всех таких естественных и элементарных вещей. Её ребёнок может вообще не выделять её из массы других лиц, не улыбается, не льнет к ней, не просится на ручки и часто не выносит даже прикосновения к себе. Это очень психологически угнетает маму, она не чувствует взаимной любви, связи со своим ребёнком, не находит подтверждения своему материнскому инстинкту и поэтому у неё появляется неуверенность в своей материнской полноценности. Помимо этого, на её плечи ложится вся тяжесть бытовых, социальных проблем, как правило, ей приходится бросить работу. Все эти факторы отнюдь не способствуют эмоциональному подъёму и уверенности в завтрашнем дне. Если же,в силу каких-либо обстоятельств, мама ребёнка-аутиста не может обратиться для получения психологической помощи к специалисту, то неоценимую помощь ей могут оказать специальные форумы и сайты, созданные специально для общения, взаимной поддержки и обмена опытом родителей детей-инвалидов. Для этих же целей создаются и существуют родительские кружки, ассоциации, общественные организации, они есть почти в каждом крупном городе. В процессе общения, более опытные родители дают бесценные советы «начинающим» по лечению, реабилитации, воспитанию, обучению детей-аутистов, совместно решают правовые и юридические вопросы. Кстати, среди родителей детей-инвалидов много специалистов разных отраслей ,которые всегда профессионально помогут и поддержат человека, который имеет схожие с ними проблемы . Кроме того, общаясь с родителями подросших уже детей-аутистов, а некоторые из них практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников, и, увидев, каких результатов можно достичь, если грамотно и своевременно применить к ним лечение и реабилитацию,у родителей аутичных малышей появляется огромное желание сделать всё, чтобы их детки стали такими же или даже лучше. Да, не всем детям с диагнозом «аутизм» удаётся достичь полнейшей компенсации и это зависит от различных причин. Но стремиться к этому, прилагая максимум усилий, нужно обязательно, так как при условии того, что ребёнок с РАС постоянно получает реабилитацию, коррекционные занятия и постоянный тренинг нужных навыков в семье, улучшение состояния происходит АБСОЛЮТНО у всех аутистов, многие негативные симптомы исчезают частично, а некоторые-даже полностью. Реабилитация и абилитация детей, имеющих расстройства аутичного спектра-очень сложная задача, тут нет готовых «рецептов» и «шаблонов», все мероприятия «подбираются» и осуществляются с учётом индивидуальных особенностей, когнитивных, поведенческих, речевых, функциональных расстройств и нарушений, сопровождающих синдром аутизма и выраженных в той или иной степени у каждого ребёнка-аутиста. Но прежде всего, аутизм-это нарушение человеческого образа жизни. Грубо говоря, у человека с аутизмом есть такие «чёрные дыры» в мышлении, восприятии, овладении какими-либо навыками, межличностных отношениях и осознании собственного «я».И, чем быстрее и максимально полнее «заполнятся» эти «пробелы»,тем больше шансов будет у наших детей не чувствовать себя чужими в этом мире. Без реабилитации и абилитации большинство аутистов с возрастом переходят в разряд умственно-отсталых психически больных инвалидов, которые всю жизнь будут нуждаться в уходе и опеке. Поэтому главная задача специалистов из сферы реабилитации, врачей, коррекционных педагогов и родителей аутичных детей - избежать такого варианта развития болезни ребёнка и максимально компенсировать его и подготовить к полноценной и самостоятельной жизни в обществе. Вернуться к началу Перейти вниз
Консультация на тему «Длительность индивидуального занятия с аутистом» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия
Образование
Ленинградский государственный педагогический институт им. Герцена
Место работы
ГДОУ №23 Невского района
Подробности

Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Опыт работы более 25 лет. 

Работа с детьми, имеющими различные речевые диагнозы: нарушение фонетической стороны речи, нарушение произношения отдельных звуков, тяжелые речевые нарушения, общее недоразвитие речи трех уровней, моторная алалия, заикание, дисграфия.
В работе использует логоритмику, элементы кинезиологии. Большое внимание уделяет развитию мелкой моторики у детей для более эффективной работы над звукопроизношением. На консультациях с родителями объясняет взаимосвязь между развитием речи работой над тонкой моторикой рук.

Консультации по теме: 

  • Раннее речевое развитие (до 3-х лет)
  • Развитие речи детей дошкольного возраста
  • Младший школьник плохо говорит
  • Ребенок не говорит
  • Правильно ли говорит ребенок?
  • Возможные отклонения в развитии речи ребенка
  • Учим детей общаться
  • Разговариваем с ребенком с первых дней
  • Этапы довербального и начального вербального развития речи ребенка
  • Первые звуки,первые слова
  • Если ребенок плохо говорит,нужен ли ему речевой сад?
  • Подготовительные упражнения для постановки звуков.Артикуляционная гимнастика
  • Консультации по постановке и автоматизации звуков
  • Речевой материал по для автоматизации звуков
Задать вопрос
Другие ответы консультанта
Ребенок не воспроизводит некоторые звуки
ЗДравствуйте. Сыну 4,5 года. До 3 лет он почти не разговаривал. Невролог поставил диагноз ЗРР и назначил кортексин. Вскоре сын как то сразу разговорился, уколы кортексина повторили. Теперь он разговаривает...
Логопед нпчал ставить букву ш
Сыну 4,9 начали заниматься с логопедом. Первую букву поставили ш и сейчас с ней работаем. Но я слышу что ребёнок говорит её не верно, не так как надо. Он сильно...
Дочке 2 3 года плохо строит предложения
Дочери 2 года и 3 месяца словарный запас у нас большой! Ребенок постоянно разговаривает ни минуты не молчит ! Есть слова которые она выговаривает полностью,а некоторые либо начало слова либо...
Неправильное произношение звука р
Добрый день,мне 16 лет. Пол года назад мне удалось достигнуть раскатистого р,постепенно я тренировался,потихоньку вводил звук в речь,всё получалось,но 3 дня назад я начал картавить хуже прежнего,идёт вибрация языка(я это...
Проблемы с чтением и письмом
Здравствуйте! Ребенку недавно исполнилось 8 лет, ходим в 1 класс. Часто при чтении может поменять местами буквы, либо начать читать слово например с третьей буквы. При письме пропуски гласных. Или...
Здравствуйте помогите пожалуйста советом
Моему сыну 2года 3месяца он вобще не разговоривает произносит только *ба ба)ма ма па па и амнямням)не понимает просьбы мы были у невролога у логопела делали ээг нам назначили лечение...
Ребёнок год и десять
Добрый день. Дочке год и десять месяцев. Говорит много, короткие слова, такие как мама, папа, баба, вода, да, нет, надо и т.п. говорит правильно. А вот более сложные, говорит как...