анонимно, женщина, 27 лет
Здравствуйте, у меня такая ситуация, очень сильно переживаю, просто места себе не нахожу. Моему младшему сыну 2,4 , примерно в два гола стал говорить небольшими предложениями но не очень четко. Дней 5 назад стала замечать у него перед некоторыми словами повторение одного и того же звука ( кт ) сегодня он его повторяет практически перед каждым словом.... Подскажите пожалуйста что это может быть и стоит ли переживать!!!!! Сон совсем пропал...((( Заранее большое спасибо!!!
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. Надо прежде всего понять, что происходит и почему. не было стрессов, какого-то резкого изменения в жизни ребенка? И потом, смотрите- до четырех с половиной–пяти лет неправильное произнесение звуков совершенно нормально для ребенка. Более того, он имеет полное право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения. Он может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или твердого «л»... К четырем-пяти годам произношение обычно самостоятельно выправляется, и помощь логопеда большинству детей бывает не нужна.
Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, родители должны при таких ошибках:
1. Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «фапка» или как-то по-другому искажает слово, – это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему два года и он только заговорил, ведите его к логопеду.
2. Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние.
И в два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».
3. Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется к двум–двум с половиной годам.
4. Ребенку больше трех с половиной лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями. Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание, кроме произношения звуков «м», «н».
Теперь именно Ваш случай. Покажите ребенка неврологу. Зачем? Потому что это может быть возрастное словотворчество. а может быть предвестником заикания. Не видя ребенка невозможно точно сказать, понимаете? надеюсь, что все это не подтвердится, но консультация у хорошего невролога не помешает.
Ответ опубликован 13 февраля 2016