Консультации / Психология и психиатрия

Подозрение на аутизм

Здравствуйте! Моему сыну недавно исполнилось три года. Беременность и роды протекали нормально, при рождении 9/10 баллов по шкале апгар.Неврологических диагнозов нам никогда не ставили, кроме массажа невролог ничего не назначала. Однако, в поведении сына есть черты, которые меня настораживают. Проблему я стала видеть после двух с половиной лет. Когда сыну было два года мамочки наших ровесников восхищались, насколько сын хорошо говорит (по сравнению с другими детьми). Однако со временем, дети подтянулись в развитии, и я стала замечать, что другие дети, хотя и меньше говорят, у них намного меньше словарный запас, но они беседуют с родителями, пусть эта беседа строится в основном из ответов ребенка - да и нет, то есть между ними складывается диалог. Речь моего сына гораздо более богата по словарному запасу, он четко произносит слова, не коверкает их, говорит очень понятно, но диалога у меня с ним не получается. То есть, его он, когда ему что-то надо, к нам обращается. Например, мама, дай, пожалуйста, водички; мама, помоги мне, пожалуйста; папа, подай, пожалуйста горшок, и тд. Может ответить на вопрос, касающийся его желания (что будешь, яблоко или конфетку?). Либо он описывает то, что видит, обращаясь при этом ко взрослым - мама, смотри какая киса. Сам описывает события его заинтересовавшие. Например, едет автобус, киса побежала, рыбка плавает, но если спросить его, например, красивая киса, она тебе нравится?, То в ответ будет тишина. Слов да и нет в речи сына нет. Отрицания присутствуют, например, на вопрос, хочешь пить, он ответит "хочешь" либо "не хочешь". Ответ всегда осознанный, но в третьем лице. До недавнего времени сын о себе в первом лице не говорил. Сейчас начинают появляться высказывания его самого о себе в первом лице, типа, я люблю рисовать, я не люблю мыть руки.Это все соответствует действительности, это не ответы на мои вопросы, он, например, сидит с фломастером в руке и говорит это. Из отрицательного, присутствуют эхолалии - повторяет понравившиеся фразы из рекламы, фильмов, передач, часто не к месту. Повторяет некогда услышанные фразы родителей.Особенно ему нравится повторять назидания. Причем, он повторяет их, когда делает то, что делать нельзя - например, со словами "нельзя рисовать на обоях" или "отдай фломастер! " Начинает рисовать на обоях, испытывая при этом приступ бурной радости от своего баловства. Или же например, приходя из детского сада, начинает цитировать слова воспитателей, обращенные к нему и к другим детям. При этом ребенок старается произносить их с той же интонацией. Относительно игр, любит играть с конструктором, кубиками, сортерами, машинами, поездами, имитирует звуки машины, поезда, из странностей - любит играть с одноразовыми стаканчиками (собирает их в стопку, расставляет рядами), очень любит держать в руках серебряную монетку, расстраивается, когда ее теряет. Обращается к родителям с предложением пойти вместе поиграть, почитать.Про чтение, просит почитать книгу, но, как правило, чтение не слушает, вырывает книгу из моих рук и начинает сам рассматривать картинки, перелистывать страницы , хотя сюжеты простейших сказок (колобок, репка, курочка-ряба) знает. Перед сном сказки слушает, но когда я ему их просто рассказываю в темноте. Страстью является музыка, очень любит слушать, знает тексты песен, подпевает.Поет везде и всюду. Но опять проблема - под музыку постоянно раскачивается - правая нога впереди-левая позади качается вперед-назад. Кроме того, он качается, когда видит что-то его заинтересовавшее или обрадовавшее, а также часто после сна, когда он не доспал. По поводу занятий - делает то, что ему интересно. Если не хочет, не делает, хотя с прекрасно знаю, что он это может. Например, попросишь показать кошку - может показать, а может и нет, хотя прекрасно понимает, что я от него хочу. Спросишь, как киса говорит - то же самое,хотя по желанию мяукает прекрасно. Попросишь рассортировать фигуры по формам - сделает обязательно, непременно расскажет, где квадрат, круг, треугольник, звезда, пирамида, блестяще все рассортирует. Попросишь разложить их же по цветам, ноль реакции.Хотя цвета знает (например, просит подать шарик с елки, я даю, он мне - не тот, я - а какой, он - зеленый, а такой шарик на елке один). Но если спросить, какого цвета шар, скорее всего не ответит, хотя изредка может это сделать.То есть присутствует избирательность интересов. Были на примем у логопеда-дефектолога, который входит в состав пмпк. Ее мнение- есть задержка в развитии коммуникативной функции речи (пользуется ею только для обозначения явоих потребностей и интересов). В остальном с речью и развитием все норма, есть некая избирательность в интересах, рсконцентрация внимания, но ее мнение, что ребенок просто не хочет, надо обратиться к хорошему психологу, который нам поможет наладить контакт с ребенком и к неврологу для исключения или лечения неврологических патологий. По характеру ребенок не агрессивный, добрый, улыбчивый. Все работник детского сада - от сторожа до нянечек и воспитателей других групп говорили, что ребенок просто прелесть - всем улыбается, обнимает, целует строит глазки. До недавнего времени он проявлял интерес к детям, говорил, мама, пойдем на детскую площадку, пойдем поздороваемся с детками. А буквально неделю назад я ему предложила поздороваться с девочкой, а он мне в одну душу - "не хочешь", правда потом дети сами стали проявлять к нему интерес, и все закончилось обниманиями и поцелуями. Но здесь дети первыми начали проявлять интерес.В других ситуациях - я предлагаю ему подойти к деткам, он говорит - не хочешь, начинаю настаивать, он плачет. В группе в детском саду не агрессивен,на детей не кидается, игрушки не забирает.В совместных занятиях с детьми мало участвует, предпочитает заниматься тем, что интересно ему. И опять же - любимое занятие баловство, делать то, что нельзя. Для него, это счастье. Спит в основном с мамой, реже с папой, в саду плачет только в момент расставания с родителями. Там спит, кушает,стабильно ходит на горшок. На вопрос, как тебя зовут, не отвечает, в прочем, как и на многие другие вопросы. Из странностей также любовь к маркам машин, знает все марки, правильно их показывает. Знает названия многих торговых марок, например, точно знает, что антиперспирант дома - это рексона, порошок, который сегодня купили - миф, что минеральная водаа егодня боржоми, а завтра нарзан, ит.Д обращенную речь понимает, просьбы выполняет, либо демонстрирует нежелание их выполнять.Категорически не хочет одевать шапку, причем это с рождения. Уже три года - а все одно и то же... Спасибо большое, что все это прочитали. Как вы думаете, в поведении моего сына есть что-то ненормальное с точки зрения психиатра? Может быть я зря беспокоюсь, и все это нормальные этапы развития? Кристина
Кристина! У Вас замечательный ребенок! Обращение в отношении себя в третьем лице - один из вариантов развития. Единственное важное НО - не в три года. Я бы "на всякий пожарный" порекомендовал бы глянуть дитятю очно...
Спасибо за ответ! Извините, пожалуйста, за назойливость.А о чем может говорить называание себя в третьем лице?
Само по себе - ни о чем, надо смотреть в совокупности.
Консультация психотерапевта на тему «Подозрение на аутизм» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 7 января 2016
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.