Консультации / Логопедия

Задержка в развитии речи

Моему младшему сыну 3,5 года. В повседневном общении в речи почти нет согласных звуков, лишь в отдельных словах, таких как мама, папа, дай, воды, нет, итд. В общем развитии отклонений не наблюдается, проходили невролога, отклонений никаких не обнаружили.Ходит в детский сад, принимает активные участия в занятиях, рисование, лепка, пение, а также танцы. Вся проблема заключается в произношении согласных звуках, сам смысл слов не всегда понятен в его произношении и от этого он часто начинает нервничать, что его не понимают. В 2 года мы посещали логопеда, но нам сказали рано поднимать панику. Советуют обратиться к стоматологу, но мне бы хотелось узнать и получить совет от самого специалиста по логопедии так как у нас с данными специалистами в этой области проблематично. Стоит ли нам бить тревогу и с чего начинать?
Здравствуйте! Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы. Развитие движений у ребенка рассматривается как фактор стимуляции и подкрепления его лепета. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи. Первыми звуками ребенка являются крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие сильных внешних и внутренних раздражителей. А.Н. Гвоздев описывал крики новорожденных как выдыхания при более или менее раскрытой полости рта, вследствие чего получается звук гласного типа разной степени открытости. Характерным является то, что крик невозможно развить на отдельные составляющие его элементы, выделить в нем те или иные звуки. Уже в первые месяцы после рождения выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активности. У детей период гуления (2–6 месяцев) совпадает с активизацией их общей моторики. В это время у ребенка появляется «комплекс оживления». Входящие в его состав двигательные и голосовые реакции становятся активной формой общения ребенка с взрослым.В 5–6 месяцев у ребенка появляются сочетания губных и гласных звуков [бааа, мааа], а также язычных звуков [тааа, лааа], которые затем сменятся цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом [тя-тя-тя] и т.п., затем – цепи со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом [те-тя-те] и т.п., и наконец, появляются (к 1 году) цепи из сегментов с меняющимся шумовым началом [ма-ля, да-ля. па-на. па-нa-нa, a-ma-нa] и т.п. Ребенок овладевает структурой открытого слога, который является основной структурной единицей русской речи.ервые слова в фонетическом отношении элементарно просты. Они состоят из одного или двух открытых слогов. В двусложных словах слоги преимущественно одинаковые [ба-ба, ма-ма, би-би] и т.п., что напоминает повторение слогов в лепете. Постепенно ребенок выделяет из слова ударный слог, который характеризуется динамическим напряжением и занимает в большинстве случаев начальную позицию. Таким образом, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Развитие фонетической стороны речи тесно связано с развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. К чему я так заумно объясняю? Если ничего этого не происходило-значит. нарушена какая-то цепочка в нервной деятельности. А вот что именно и где-задача неврологу. И только потом к логопеду-как заниматься, имея точное указание проблемы. Жалко, что вы живете далеко, но все же есть крупный город поблизости? там точно должны быть Центры медико-психологической помощи! Узнайте!
Консультация врача логопеда на тему «Задержка в развитии речи» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 1 декабря 2015
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия