Консультации / Логопедия

Мальчик мало говорит

Здравствуйте, мой сын 1,10 года очень мало говорит, всего слов 10, слова все простые типа ляля, папа, мама, биби, самое сложное это тик-так, и то он говорит ти-та(часы), заметила что он не произносит буквы "с, ш, ч", из гласных "у", даже в лепете их нет. Любит играть в куку, но куку не говорит и не пытается повторить, хотя кака говорить недавно начал. Слова новые не появляются, повторять за мной не пытается, одно слово в месяц - это радость для нас. С трудом научила отвечать "да" на вопрос, и то отвечает только когда ему что-то нужно, а на вопросы типа "тебе нравится?", "Вкусно?" Не отвечает. Еще у него сильно текут слюни, при этом у него всегда приоткрыт рот, зубов 16. Жевать может хлеб, сыр, печенье, но не любит жевать мясо, котлеты, приходится мелко резать, разминать. Может ли это быть дизартрия? Умеет щелкать языком, "как лошадка делает". Переживаю, что ребенок отстает в речевом развитии, в 2 года он вряд ли скажет фразу из двух слов. Посоветуйте, нужно ли нам обращаться к врачу, или еще рано? И к какому врачу? И бывают ли случаи, когда у не говорящего ребенка происходит резкий скачок развития речи, как некоторые говорят "не говорил совсем, а потом заговорил предложениями", или не стоит нам этот "скачок" ждать?
Здравствуйте. Нет, ждать не стоит. Вы описали довольно характерные симптомы. очень похоже на дизартрию (говорю-похоже, потому что только после обследования можно утверждать что-то определенное) Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии: •гипоксия плода; •токсикозы беременности; •резус-конфликт; •соматические болезни матери; •травмы при родах; •патологическое течение родов; •асфиксия новорожденного; •гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха); •недоношенность. Причины нарушения речи в раннем детстве: •перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит); •гидроцефалия; •тяжелые интоксикации; •гнойный отит среднего уха; •черепно-мозговая травма. Признаки дизартрии у детей: Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также имеются характерные неречевые отклонения. Основными симптомами дизартрии выступают: 1.Нарушение артикуляционной моторики: •спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ; •гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией (слюнотечение), несмыканием губ, назализацией голоса; •дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией. 2.Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. 3.Нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос. У детей страдает фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики. Невролог сможет после обследования определить, какая зона страдает и назначить лечение, логопед подберет программу, по которой нужно заниматься. Время упускать нельзя, в этом возрасте активно развивается речь и ждать, когда она сама появиться не стоит! Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк. Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.В основе неврологической классификации болезни лежит локализация поражения и соответственный симптомокомплекс.
Консультация врача логопеда на тему «Мальчик мало говорит» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 27 ноября 2015
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия