Консультации / Дефектология

Общая задержка речи 2 уровня у мальчика четырех лет точнее 3 г 11 мес

Добрый день! С недавнего времени, обратив внимание на детишек в саду, из группы моего сына, пришла к выводу, что мой ребенок немного хуже разговаривает, чем многие ребята (обрачу внимание, что возраста конкретных малышей не знаю, в курсе только того, что возрастной разбег в группе равен 1 году, мы при этом самые младшие). Говорит сын предложениями, знает очень много слов, но, то проглотит букву, то слоги местами поменяет (например, кораблики-кабарики), отдельно говорит и р, и ц, и ш...А в словах - проглатывает. Сходили с сыном к логопеду, платному, посмотрев на сына буквально минут 15 из получасовой консультации, она сделала вывод, что необходимы не только занятия, но и показан логопедический массаж...А еще бы неплохо было показаться психологу, который у нас тоже есть в центре, и лучше всего занятия проводить в комплексе. Диагноз поставила общая задержка речи 2го уровня. Что собственно меня смутило - стоимость услуг. Если еще за занятия с логопедом я как то себя морально подготовила отдать некую сумму...Но комплекс занятий, плюс еще и психолог-очень бьет по карману нашей семьи. Тем более сына отсталым не считаю, он разносторонний мальчик, все может, многое умеет. Судя по книгам-он развивается в соответствие с возрастом. И, собственно, вот в чем мой вопрос: опишите пожалуйста в чем заключается эта самая 2я степень отставания речи и действительно ли необходим и массаж логопедический и занятия с психологом.
Здравствуйте! II уровень речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю" - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет – поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок ("Игаю мятику" - Играю мячиком). Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: 1) замены падежных окончаний ("катался-гокам" - катается на горке); 2)ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов ("Коля питяля" - Коля писал); при изменении существительных по числам ("да памидка" - две пирамидки, "дв кафи" - два шкафа); 3) отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными ("асинь адас" - красный карандаш, "асинь ета" - красная лента, "асинь асо" - красное колесо, "пат кука" - пять кукол, "тиня пато" - синее пальто, "тиня кубика" - синий кубик, "тиня кота" - синяя кофта). Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме ("Кадас ледит аепка" - Карандаш лежит в коробке), возможна и замена предлогов ("Тетатка упая и тая" - Тетрадь упала со стола). Союзы и частицы в речи употребляются редко. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих ("тупаны" - тюльпаны, "Сина" - Зина, "тява" - сова и т.п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов ("тевики" - снеговики). При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных ("ровотник" - воротник, "тена" - стена, "виметь" -медведь). Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - IIIуровень речевого развития, что позволяет расширить - их речевое общение с окружающими. Не видя ребенка мне сложно сказать, что у него-дизатритрия, дислалия, но вот на онр 2 уровня, мне кажется, ребенок "не тянет". С психологом заниматься...А какие показания? Он не контактен? негативизм? Логопедический массаж нужен при неврологических нарушениях, Вы про них не пишете...Покажитесь еще раз логопеду в другом месте, если есть возможность! И, еще, Р становится к 5 годам. После Л. так что уж в этом точно все норме!К 4 годам должны быть все шипящие и свистящие, а "словотворчество" - это нормально. Больше разговаривайте с ребенком, называйте сами предметы, действия. признаки...играйте с ребенком в пальчиковые игры и все будет хорошо!
Спасибо большое!Нет у нас не невралгии,ребенок общителен,с удовольствием ходит в дет.Сад,тараторит без умолку.Есть конечно проблемы-но не такие,как нам данный специалист озвучила посмотрев на ребенка 15 минут.. Тем более,я,зная какой он у меня в повседневной жизни,явно заметела,что он врача стеснялся...И баналтная картинка с изображением гуся вызвала у него затруднение,хотя я точно знаю,что он и гуся знает и как он кричит и что гусь это птица. Спасибо за подробное описание 2 уровня,теперь я точно уверена что неправильно она нам поставила диагноз. Записалась к другому логопеду,которая в саду у нас работает,послушаем посмотрим.
Консультация врачей дефектологов на тему «Общая задержка речи 2 уровня у мальчика четырех лет точнее 3 г 11 мес» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 22 ноября 2015
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия