Консультации / Дефектология

Ребенок произносит звуки но не разговаривает в 2 с половиной года

Здравствуйте. Моему сыну 2 с половиной года. С сентября уже ходим в сад. Словарный запас, как я думаю, у него большой. Он знает весь алфавит. Называет практически все буквы (а, бэ, вэ, гэ..). Знает цифры от 0 до 9, больше 10 цветов, названия животных диких, африки, домашних. Знает все части тела. Сможет отличить трактор от бульдозера и грейдера. Знает фрукты, овощи, ягоды. То-есть если попросить его показать "где розовый кубик, или подбородок, или пианино", он покажет пальцем. Но не назовет. Говорит "мама", пародирует голоса животных (утка-"кья-кья",ворона "ках-ках",змея "сс", ослик-"иа" и т.Д. ), Машина у него-"бряу", поезд- "пу-пу", танк- "пиу-пиу"..Ребенок-"ляля". Из всех цветов он пытается говорить только "белый"- "еий". В общей сложности таких вот "слов" у него штук 25.. Меня настораживает то, что он как бы говорит, но совсем не разговаривает.. Произносит звуки, но не может воспроизвести слова, не говоря уже о предложениях. Что нам делать? Логопеды до 3 лет открещиваются. Как разговорить ребенка?
Если у ребёнка отсутствует речь в два года, логопеды с полным основанием говорят о задержке речевого развития (ЗРР). Обтекаемость данного диагноза притупляет бдительность родителей. Ну, задержалась речь, думают они, - возможно, со временем всё само собой наладится… Ведь кроха издаёт какие-то звуки, - чем не речь? Многие родители принимают за речь лепетные, «аморфные» слова или звукоряд, который порой выдаёт их двух-трёхлетний ребёнок. Мамы и папы пытаются уверить не только себя, но и логопедов, что «он всё-всё говорит, только очень непонятно»… Конечно, легче, как страус, спрятать голову в песок и не видеть проблемы, но от этого она не исчезает, а только разрастается день ото дня. Поэтому первым шагом к преодолению ЗРР будет ясное виденье родителями ситуации. Вторым шагом будет поход к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, стоматологу - ортодонту, логопеду. Все последующие шаги надо будет выстраивать с учётом полученных у этих специалистов заключений и рекомендаций. Если же родители пожелают выбрать какой-то свой, «особенный» путь, основанный на советах тёти Глаши или бабы Малаши, то они должны помнить, что этот путь может завести их в такие дебри, из которых и выбраться будет уже невозможно… Теперь поговорим о путях преодоления речевых задержек. Они, в общем-то, идут в одном направлении и разнятся лишь незначительными деталями. На начальных этапах всё выглядит примерно так: неустанное внимание к малышу со стороны близких, общение, полноценное питание и сон, массаж, оздоравливающие процедуры, развивающие и пальчиковые игры. Массаж и процедуры лучше доверить специалистам. А вот питание и сон, общение, игры – это целиком на совести родителей, бабушек-дедушек. Весь процесс «вызывания речи» проходит, во-первых, на положительных эмоциях, во-вторых, без каких-либо насильственных действий, и, в-третьих, при непосредственном участии взрослых. Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же предпочтение и свободное время взрослых отдается телевизору, компьютеру и ноутбуку, молчание малыша вполне объяснимо. Родители должны знать, что нервная система малыша 1-3 лет отличается малой выносливостью. Поэтому даже игры (в особенности, обучающие!) по времени должны длиться не более 10-20 минут (в зависимости от возраста). Об усталости ребенка можно судить по его поведению. Капризы, отказ выполнять инструкцию говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе и надо заканчивать игру. О чем еще надо помнить, занимаясь с ребенком? О своем эмоциональном настрое и о своей речи. Маленького ребенка привлекают только яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Прежде чем начать домашнее обучение, сядьте перед зеркалом и попробуйте рассказать какую-нибудь сказку, например, «Курочку Рябу»… себе. Ну и как, собственное лицедейство вызвало ваш живой интерес? Если нет, то вряд ли оно заинтересует и малыша. Неудачный опыт тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию любимых актеров. Уверена, в Вас дремлет талант. А без него в наших последующих играх никак не обойтись!Пальчиковые игры, - это тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев будят «дремлющие» речевые центры в коре головного мозга, заставляют их работать. Если раньше Вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с простейшего: с рассматривания пальчиков. Назовите каждый из них, погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст нужный тонус мышцам рук, подготовит их к выполнению последующих упражнений. На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем, пусть и он сам перетрет камешки между своих ладошек. Необходимо развивать тактильные и двигательные ощущения всех пальцев. Рука ребенка изображает подъемный кран: большой и указательный палец правой руки подхватывает камешек и направляет его прямиком в ведерко. Как это делать, - показывает взрослый. Подобную работу, по очереди, вместе с большим пальцем, должны выполнить и остальные пальцы сначала на правой, а затем на левой руке. Естественно, всё это сопровождается Вашими комментариями и ласковыми словами. Помните, ребенок до трех лет развивается лишь в совместных играх-действиях. В одиночку он играть ещё не умеет! Когда будут освоены и «Коза-дереза», и «Мальчик-пальчик», и «Сорока» и ещё несколько народных пальчиковых игр, можно разучить и что-нибудь посложнее. Например, такое… Пчелиный улей Что за дом-кубышка? (Вы, вместе с ребенком, сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.) Кто живет там? Мышка? (Со всех сторон рассмотреть кулачок.) Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно помахать руками.) Живут в том доме пчелы. (Потрясти кулачок, поднести его к уху, пожужжать.) Пчелы летают. (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями. Пожужжать.) Деток в домике считают: (Ребенок снова сжимает кулачок.) Один, два, три, четыре, пять… (Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.) Мы не будем им мешать. (Завести руки за спину, - «спрятать»). Пчелки мед соберут, (Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.) И Дашутке (Андрюше, Данюше и т.д.) дадут. (Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.) (Е.Г. Карельская) Улитка Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.) Высунь рога! (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.) Дам пирога! (Показать раскрытые ладошки.) - Мне не надо пирога! (Отрицательно помотать головой.) Мне свобода дорога! (Повертеть сжатыми кулачками.) Я ползу по дорожке. (Кулачки снова «ползут» по столу.) Захочу, - высуну рожки! (Высвободить и выпрямить указательный и средние пальцы.) А дотронешься слегка, - (Дотронуться до указательного и среднего пальца малыша.) Убираю я рога! (Улитка снова прячет «рожки».) (Е.Г. Карельская) Черепаха - Здравствуй, черепаха! (Сжать кулачки.) Вот тебе рубаха! (Накрыть кулачок ребенка своей рукой и слегка сжать.) -У меня своя защита. (Покрутить сжатыми кулачками.) Она прочно сшита! (Кулачки стучат друг о друга.) - Вот тебе сапожки. (Взрослый щепотью своих пальцев гладит от основания до кончиков каждый пальчик на ручках малыша.) Есть у тебя ножки? (Снова сжать кулачки.) - У меня – лапки! (Раскрыть, растопырить пальцы на обеих руках.) Они играют в прятки. (Снова крепко сжать кулачки.) -А где твоя головка? (Высвободить и показать большие пальцы.) - Спряталась ловко! (Большие пальцы снова убираются в кулак.) (Е.Г. Карельская) Выполняя игры с пальчиками, ребенок, вслед за вами попытается проделать не только движения руками, но и повторить слова. Не все будет получаться с первого раза. Терпение, и ещё раз терпение, повтор, снова повтор. Вот так, изо дня в день (а не от случая к случаю) занимаясь с ребенком, вы сможете его, в результате, разговорить.
Консультация врачей дефектологов на тему «Ребенок произносит звуки но не разговаривает в 2 с половиной года» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 18 ноября 2015
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия