Консультации / Логопедия

Проблема с буквой Л

У меня два сына)))старшему 6,3 младшему 4года.И оба не выговаривают букву "л"- лук-вук,ложка-вожка и т.Д.....Но! Могут говорить лимон!!!Как научить ребёнка выговаривать букву "л"??Спасибо;)
Методические рекомендации по постановке и автоматизации твердого звука [Л] Звук Л – звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам. Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи. Нарушение звука Л бывают разнообразные: Как полное отсутствие звука «Л», Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм, Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм. Основными причинами нарушения звука Л называют: короткая подъязычная связка; слабость мышц языка; нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Методика постановки звука Л В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы: Ребенку объясняют характерные особенности артикуляции звука Л, и подкрепляют зрительно: «Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы». Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л]. Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки. С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л». Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л: Далее начинается автоматизация полученной артикуляции в обратных слогах: Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу. ла ал ала ло ол оло лу ул улу лы ыл ылы Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ал – ал – ал Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ол-ол-ол Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ул-ул-ул Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ыл-ыл-ыл Далее автоматизируем в словах: Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д. Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы. Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова: Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д. Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов: Музейный зал Канатный узел Вымыть пол Стоит осел Галка птица Новая полка Рыжая белка и т.д. Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет. Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л»: - слоги: Ла-ла-ла Ло-ло-ло Лу-лу-лу Лы-лы-лы А также по слоговой таблице в определенной последовательности: Ла ал ала Ло ол оло Лу ул улу Лы ыл ылы - слова со звуком Л в начале слова: Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д. Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы. - слова в интервокальной позиции: Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д. Повторяем так же, количественно соблюдая нормы. - автоматизации в словах со стечениями согласных: кла кло клу клы пла пло плу плы тла тло тлу тлы шла шло шлу шлы склад склон клубок сплав стлать сплутовать Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний): Лоб лошади Лоцман в лодке Локоны у Лоры Ломтик в ложке Ловкий лодочник Автоматизация в предложениях: 20-25 предложений. Мила долго мыла полы. На лошадь надели седло Стул упал. Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания): Павел мал — с лавки упал. Полная луна на небе одна. Данила боится мыла. Где много слов, там мало дела. Кто не глуп, тот на слова скуп. Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания): Все бело, бело, бело, Много снега намело. Вот веселые деньки, Все на лыжи и коньки. Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения): Например: «Лев и мышь» Л. Толстой «Лиса и козел» сказка «Косточка» Л. Толстой Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки. В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут. Маленькие хитрости: Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает. Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы. Если «Л» всегда мягкий: А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы. Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале. Примерная структура логопедического занятия: Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал. Фонематическая работа – 10 минут.
Консультация врача логопеда на тему «Проблема с буквой Л» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 4 ноября 2015
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия