Консультации / Психология и психиатрия

Постоянное отрицание у ребенка

Добрый день. У нас с мужем дочка, ей 1,10 месяцев. Она всегда была хорошим, активным, уравновешенным ребенком. Бывают моменты хныков, капризов, но стараюсь находить всегда общий язык и понимать друг друга, но я иногда срываюсь на крик в моменты, когда нервы закипают. Потом все проходит и нормализуется. Ребенок в целом слышит меня. В последнее время она очень проявляет отрицания, на все практически. Я не знаю как себя иногда с ней вести. К примеру: хочешь почитать? -"Нет" (только она мотает головой и знак отрицания показывает и произносит ). Хочешь компот? -Тоже самое. И так во многих вещах и важных и в мелочах. Сама по-моему не понимая сути. Иногда просто сидит и проговаривает "у-у" "угу" (типа да-нет).Иногда если спрашиваю что-то говорит угу (да) по делу, иногда отрицает по делу, но в основном просто так, но отрицает. Может много вопросов ей задаем?, Честно говоря бабушки часто задают ей вопросы как по мне для 3-4 летнего ребенка: хочешь что-то? Как у тебя дела? Иногда давят количеством и сутью этих вопросов, т.К. У ребенка немного растерянный вид бывает и она говорит "угу" при этом. Иногда если я предлагаю ей что-то (попить например) или она просит, я ей даю, она при этом отказывается, я откладываю бутылку, а она при этом в хнык и плач - пить.Как себя вести в этих ситуациях подскажите? Если она отрицает на что-то важное (покушать, одеться) я ее игнорирую и спокойно делаю, что нужно. Немного раздражительная она стала если просит например "мама открой" (не важно что) а я говорю вот открытая баночка есть, она начинает хныкать. Много стала плакать, хныкать, капризничать. Боится меня как будто. Стала въедливая: если увидит что-то принадлежащее ей, но не в зоне ее досягаемости начинает говорить что это её, пока не получит. Купили ей мороженное, она поела, через несколько часов вспомнила об этом и начала "мареня" (это мороженное у нас) повторять пока я не сказала, что мы его на сегодня уже покушали. Раньше такого не было, ребенок был спокоен и умиротворен, знал что можно, а что нет. Сейчас вроде тоже слушает, но все эти детали выше перечисленные есть.Как себя вести в этих ситуациях?
Добрый день! Судя по всему, малышка у Вас первая:)). Абсолютное большинство детей похожи на Вашу в том, что описано. Для развития ребенку просто необходимо исследовать окружающее, определять свое/чужое, просить-давать и прочее. В таком возрасте рекомендуется в общении и игре «следовать ЗА» ребенком, то есть как бы выполнять по возможности и разумности ее желания, потому что это не просто желания, а процесс изучения мира. Ребенок просит попить - вы даете - она опять отдает - тут же опять просит, и так по пять раз. Ничего страшного, потерпите, ребенок таким образом для себя развивает какое-то понятие или действие. Что касается слов «нет» и «да», то тут вообще история с речью связанная, а значит важная: ребенку часто просто нравится определенное слово и действие, вот и повторяем. Рано еще называть это капризами. Конечно, не надо бежать за новым мороженым или открывать новую банку: мы на то и взрослые, чтобы удовлетворить ребенка «хитрым» ответом - вспомнила про мороженое - говорим «да, ты сегодня ела вкусное мороженое» - просто подтверждаем факт, и неоднократно. Про банку: да (это важно - согласиться), эта баночка закрыта, а эта открыта - и можно предложить крышечку (поиграть в закрывание-открывание). Реже говорите «нет» и «нельзя» там, где возможно, не провоцируйте слезы. Здесь важно понять, что ребенок бесконечно хочет чего-то в таком возрасте, не всегда вовремя и когда мы готовы:). Терпение родителя испытывается на прочность:). Держите в запасе «отвлекалки», которые можно предложить ребенку, когда у Вас уже совершенно нет сил. Удачи, Светлана.
Добрый день светлана михайловна. Спасибо большое вам за ответ. Вы знаете, я всегда стараюсь со своим ребенком вести себя спокойно и создавать доверительные отношения с самого рождения, не сильно ее дергаю по мелочам, но строгость проявляю. Объясняю все почему можно, почему нет, стараюсь по-минимуму ограничения выставлять, в пределах разрешимого. Она не капризный вцелом ребенок, истерики стралась пресекать как только она попыталась так чего-то добиться. Понимаю, что главное терпение, любовь, понимание своего ребенка, и я ее всегда чувствую и вижу, что ребенок меня слышит, но на протяжении всего времени я иногда не выдерживаю и срываюсь на крик,и самое ужасное в том, что без особого повода, когда просто накипело и ребенок не всегда понимает за что я злюсь. Ребенок после этого бывает беспокойный, тревожный я вижу это, как только мое состояние нормализуется и малышка другой становится, обычно она спокойная, уравновешенная,(правда в последнее время говорит и пытается говорить много , она комментирует и повторяет все, что слышит...) Мой вопрос заключается в том, не навредила ли я психике своего ребенка таким своим поведением немного неуравновешенным? Ребенок иногда со страхом в глазах на меня смотрит, а меня просто убивают мои угрызения совести. Боюсь всем этим испортить все хорошее что за эти 2 годика создалось. И еще момент: в последние 2 недели она постоянно пытается мне что-то сказать по типу - "мама сядь", если она усаживается, "мама на" ,и если я говорю положи, мама потом возьмет, то она начинает настойчиво мне давать, и возмущаться то что хочет пока я не возьму, вцелом странно себя ведет, расскажу сегодняшний пример: она нашла пакетик на котором нарисованы воздушные шарики, я говорю ой смотри шарики нарисованы, она начала этот пакет обсматривать, внуть заглядывать, хныкать, почти плакать и повторять - шарики, я говорю эти шарики нарисованные, а в комнате у тебя есть настоящие, она пошла нашла их и успокоилась. Нормальна ли такая реакция? Такого раньше никогда не было. Она сейчас на многие вещи вот подобным образом реагирует. Постоянно тянет меня везде за собой, "мама топ-топ", "мама на", эти фразы я слышу постоянно и уже устала отвечать на них и объяснять. Если я скажу, что мама занята сейчас и не может поиграть, подойти, она играет сама и ждет, но в остальное время...Выше описанное.Раньше такого не было. Она сейчас постоянно все повторяет, все, что слышит. А если увидит что-то и обратит внимание, то стоит повторяет пока не отреагируешь или не переключишь ее. Или же увидит свою вещь какую-то и вспомнит, что была раньше такая же, но другого цвета и начинает твердить (например синий капитошка был у нее, а сейчас красный, так как только она его видит начинает твердить - "синий капитошка") , пока не переключишь или не отреагируешь.Или например чего-то хочет и начинает повторять (вот сегодня утром напирмер увидела, что папа уходит на работу и начала повторять "гулять" и так несколько раз с обычного тона доходя до слезного, я ей спокойно говорю, что позавтракаем, умоимся и пойдем гулять, она приняла эту информацию и успокоилась), и так она часто делать стала в других ситуациях. Получается, что почти весь день с ней нужно взаимодействовать или переключать, отвлекать. Я очень утомилась и не понимаю как себя вести. Подскажите пожалуйста как себя вести и пройдет ли такое ее поведение? В остальном: она сейчас очень активно говорит, почти предложениями, ребенок слушается, слышит, ласковый, любит папу и маму, момент отрицания, который я описывала в прошлом письме прошел, играет, с другими детками нормально себя ведет, плохо идет к одной бабушке и дедушке, но это у нас давно.Ребенок так себя никогда не вел, спокоен был, я конечно ей все объясняю, разговариваю постоянно, но как-то спокойно все было, да и сама она немного неспокойна морально сейчас. Как-то легко и непринужденно было все, ребенок играл и сам и со мной воспринимал все и не так зацикливался чтоли на всем. Простите за такой сумбур. Что это может быть? Спасибо заранее вам.
Не думаю, что в описании можно найти что-то, кроме совершенно нормальной картины развития малышки: дети все время меняются, появляются не только новые слова, но и формируются новые реакции и поведение. Ребенок активно интересуется окружающим, старается максимально плотно взаимодействовать с мамой (дети НЕ МОГУТ развиваться сами, нужен ведущий взрослый). Поэтому она так стремится включить Вас в общение. Имейте в виду, что чем больше Вы пытаетесь этого избежать по любой причине, тем больше ребенок этого хочет и даже тревожится (отсюда появляется "избыточный" запрос на общение с Вами, если так вообще правильно говорить об этом возрасте). Так же пора подумать о каких-то развивающих занятиях для малышей, сейчас много клубов таких, чтобы разнообразить вашу жизнь. Что касается Ваших криков, то здесь можно только посоветовать не думать о причиненном вреде (конечно, даром такие вещи не проходят), а сконцентрироваться на том, чтобы в будущем это повторялось минимально: для этого нужно разбираться со своими взрослыми личными проблемами по мере возможноси ДО того, как это уже доходит до ребенка. Возможно, нужна помощь психотерапевта. Удачи, Светлана.
спасибо большое вам за ответы на мои вопросы, очень благодарна.
Консультация психотерапевта на тему «Постоянное отрицание у ребенка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 5 августа 2015
О консультанте
Подробности

Семейный психолог. 

Телефон для записи: 8 (985) 776-22-00.