анонимно, женщина, 27 лет
Добрый день. У нас с мужем дочка, ей 1,10 месяцев. Она всегда была хорошим, активным, уравновешенным ребенком. Бывают моменты хныков, капризов, но стараюсь находить всегда общий язык и понимать друг друга, но я иногда срываюсь на крик в моменты, когда нервы закипают. Потом все проходит и нормализуется. Ребенок в целом слышит меня. В последнее время она очень проявляет отрицания, на все практически. Я не знаю как себя иногда с ней вести. К примеру: хочешь почитать? -"Нет" (только она мотает головой и знак отрицания показывает и произносит ). Хочешь компот? -Тоже самое. И так во многих вещах и важных и в мелочах. Сама по-моему не понимая сути. Иногда просто сидит и проговаривает "у-у" "угу" (типа да-нет).Иногда если спрашиваю что-то говорит угу (да) по делу, иногда отрицает по делу, но в основном просто так, но отрицает. Может много вопросов ей задаем?, Честно говоря бабушки часто задают ей вопросы как по мне для 3-4 летнего ребенка: хочешь что-то? Как у тебя дела? Иногда давят количеством и сутью этих вопросов, т.К. У ребенка немного растерянный вид бывает и она говорит "угу" при этом. Иногда если я предлагаю ей что-то (попить например) или она просит, я ей даю, она при этом отказывается, я откладываю бутылку, а она при этом в хнык и плач - пить.Как себя вести в этих ситуациях подскажите? Если она отрицает на что-то важное (покушать, одеться) я ее игнорирую и спокойно делаю, что нужно. Немного раздражительная она стала если просит например "мама открой" (не важно что) а я говорю вот открытая баночка есть, она начинает хныкать. Много стала плакать, хныкать, капризничать. Боится меня как будто. Стала въедливая: если увидит что-то принадлежащее ей, но не в зоне ее досягаемости начинает говорить что это её, пока не получит. Купили ей мороженное, она поела, через несколько часов вспомнила об этом и начала "мареня" (это мороженное у нас) повторять пока я не сказала, что мы его на сегодня уже покушали. Раньше такого не было, ребенок был спокоен и умиротворен, знал что можно, а что нет. Сейчас вроде тоже слушает, но все эти детали выше перечисленные есть.Как себя вести в этих ситуациях?
Отвечает Сопун Светлана Михайловна
семейный психолог
Добрый день! Судя по всему, малышка у Вас первая:)). Абсолютное большинство детей похожи на Вашу в том, что описано. Для развития ребенку просто необходимо исследовать окружающее, определять свое/чужое, просить-давать и прочее. В таком возрасте рекомендуется в общении и игре «следовать ЗА» ребенком, то есть как бы выполнять по возможности и разумности ее желания, потому что это не просто желания, а процесс изучения мира. Ребенок просит попить - вы даете - она опять отдает - тут же опять просит, и так по пять раз. Ничего страшного, потерпите, ребенок таким образом для себя развивает какое-то понятие или действие. Что касается слов «нет» и «да», то тут вообще история с речью связанная, а значит важная: ребенку часто просто нравится определенное слово и действие, вот и повторяем. Рано еще называть это капризами. Конечно, не надо бежать за новым мороженым или открывать новую банку: мы на то и взрослые, чтобы удовлетворить ребенка «хитрым» ответом - вспомнила про мороженое - говорим «да, ты сегодня ела вкусное мороженое» - просто подтверждаем факт, и неоднократно. Про банку: да (это важно - согласиться), эта баночка закрыта, а эта открыта - и можно предложить крышечку (поиграть в закрывание-открывание). Реже говорите «нет» и «нельзя» там, где возможно, не провоцируйте слезы. Здесь важно понять, что ребенок бесконечно хочет чего-то в таком возрасте, не всегда вовремя и когда мы готовы:). Терпение родителя испытывается на прочность:). Держите в запасе «отвлекалки», которые можно предложить ребенку, когда у Вас уже совершенно нет сил. Удачи, Светлана.
анонимно
Добрый день светлана михайловна. Спасибо большое вам за ответ. Вы знаете, я всегда стараюсь со своим ребенком вести себя спокойно и создавать доверительные отношения с самого рождения, не сильно ее дергаю по мелочам, но строгость проявляю. Объясняю все почему можно, почему нет, стараюсь по-минимуму ограничения выставлять, в пределах разрешимого. Она не капризный вцелом ребенок, истерики стралась пресекать как только она попыталась так чего-то добиться. Понимаю, что главное терпение, любовь, понимание своего ребенка, и я ее всегда чувствую и вижу, что ребенок меня слышит, но на протяжении всего времени я иногда не выдерживаю и срываюсь на крик,и самое ужасное в том, что без особого повода, когда просто накипело и ребенок не всегда понимает за что я злюсь. Ребенок после этого бывает беспокойный, тревожный я вижу это, как только мое состояние нормализуется и малышка другой становится, обычно она спокойная, уравновешенная,(правда в последнее время говорит и пытается говорить много , она комментирует и повторяет все, что слышит...) Мой вопрос заключается в том, не навредила ли я психике своего ребенка таким своим поведением немного неуравновешенным? Ребенок иногда со страхом в глазах на меня смотрит, а меня просто убивают мои угрызения совести. Боюсь всем этим испортить все хорошее что за эти 2 годика создалось. И еще момент: в последние 2 недели она постоянно пытается мне что-то сказать по типу - "мама сядь", если она усаживается, "мама на" ,и если я говорю положи, мама потом возьмет, то она начинает настойчиво мне давать, и возмущаться то что хочет пока я не возьму, вцелом странно себя ведет, расскажу сегодняшний пример: она нашла пакетик на котором нарисованы воздушные шарики, я говорю ой смотри шарики нарисованы, она начала этот пакет обсматривать, внуть заглядывать, хныкать, почти плакать и повторять - шарики, я говорю эти шарики нарисованные, а в комнате у тебя есть настоящие, она пошла нашла их и успокоилась. Нормальна ли такая реакция? Такого раньше никогда не было. Она сейчас на многие вещи вот подобным образом реагирует. Постоянно тянет меня везде за собой, "мама топ-топ", "мама на", эти фразы я слышу постоянно и уже устала отвечать на них и объяснять. Если я скажу, что мама занята сейчас и не может поиграть, подойти, она играет сама и ждет, но в остальное время...Выше описанное.Раньше такого не было. Она сейчас постоянно все повторяет, все, что слышит. А если увидит что-то и обратит внимание, то стоит повторяет пока не отреагируешь или не переключишь ее. Или же увидит свою вещь какую-то и вспомнит, что была раньше такая же, но другого цвета и начинает твердить (например синий капитошка был у нее, а сейчас красный, так как только она его видит начинает твердить - "синий капитошка") , пока не переключишь или не отреагируешь.Или например чего-то хочет и начинает повторять (вот сегодня утром напирмер увидела, что папа уходит на работу и начала повторять "гулять" и так несколько раз с обычного тона доходя до слезного, я ей спокойно говорю, что позавтракаем, умоимся и пойдем гулять, она приняла эту информацию и успокоилась), и так она часто делать стала в других ситуациях. Получается, что почти весь день с ней нужно взаимодействовать или переключать, отвлекать. Я очень утомилась и не понимаю как себя вести. Подскажите пожалуйста как себя вести и пройдет ли такое ее поведение? В остальном: она сейчас очень активно говорит, почти предложениями, ребенок слушается, слышит, ласковый, любит папу и маму, момент отрицания, который я описывала в прошлом письме прошел, играет, с другими детками нормально себя ведет, плохо идет к одной бабушке и дедушке, но это у нас давно.Ребенок так себя никогда не вел, спокоен был, я конечно ей все объясняю, разговариваю постоянно, но как-то спокойно все было, да и сама она немного неспокойна морально сейчас. Как-то легко и непринужденно было все, ребенок играл и сам и со мной воспринимал все и не так зацикливался чтоли на всем. Простите за такой сумбур. Что это может быть? Спасибо заранее вам.
Сопун Светлана Михайловна
Не думаю, что в описании можно найти что-то, кроме совершенно нормальной картины развития малышки: дети все время меняются, появляются не только новые слова, но и формируются новые реакции и поведение. Ребенок активно интересуется окружающим, старается максимально плотно взаимодействовать с мамой (дети НЕ МОГУТ развиваться сами, нужен ведущий взрослый). Поэтому она так стремится включить Вас в общение. Имейте в виду, что чем больше Вы пытаетесь этого избежать по любой причине, тем больше ребенок этого хочет и даже тревожится (отсюда появляется "избыточный" запрос на общение с Вами, если так вообще правильно говорить об этом возрасте). Так же пора подумать о каких-то развивающих занятиях для малышей, сейчас много клубов таких, чтобы разнообразить вашу жизнь. Что касается Ваших криков, то здесь можно только посоветовать не думать о причиненном вреде (конечно, даром такие вещи не проходят), а сконцентрироваться на том, чтобы в будущем это повторялось минимально: для этого нужно разбираться со своими взрослыми личными проблемами по мере возможноси ДО того, как это уже доходит до ребенка. Возможно, нужна помощь психотерапевта. Удачи, Светлана.
Ответ опубликован 4 августа 2015