анонимно
Здравствуйте! Моему сыну 14 лет.У него проблемы в школе: в начальных классах были проблемы в отношениях со сверстниками(обзывательства,драки), на протяжении всех лет обучения учителя жалуются на плохое поведение на уроках: вертится, разговаривает,может комментировать слова учителя,не писать в тетради. При всем этом в начальной школе был "палочкой-выручалочкой" на открытых уроках,т.к.не боялся отвечать и каким-то образом все запоминал.Теперь же "скатился" на тройки (больше половины троек),хорошо идет только то,что нравится-алгебра,биология и химия. А в 9 классе сдавать ЕГЭ! Уроки учит 30 минут. Хочет многого добиться, но не учится. Сейчас отношения со сверстниками хорошие,у него много знакомых и друзей. Дома вполне дружелюбный ребенок, помогает по хозяйству, водится с сестренкой, агрессивным бывает только из-за компьютерных игр. Он не любит проигрывать, болезненно относится к негативным высказываниям в свой адрес. Хотя последнее время иногда относится с юмором.На протяжении всего периода пробовала разные методы: разговоры о поведении с приведением конкретных примеров из жизни, разговоры "по душам" не как мама с сыном, а как друг, наказание (запрет ПК, прогулки и т.д.), ремень(как крайний случай). Все понимает, соглашается, но результат - два дня хорошего поведения,а дальше опять жалобы учителей. Подскажите,как повлиять на сына? Говорят, что в 10 класс будет ограниченный набор, а из-за поведения учителя будут рады избавиться от моего ребенка. Спасибо.
Отвечает Фадеева Виктория
Здравствуйте! В наше время эта проблема волнует очень многих родителей. Подростковый
период - один из самых сложных. Начинается гормональная перестройка организма,
появляется импульсивность, раздражительность. Подросток начинает всеми силами
отстаивать свою самостоятельность, хотя интеллектуальное развитие ребенка
находится еще в середине своего пути.
Перечислю коротко основные правила, на
которые Вы сможете ориентироваться. Во-первых, относитесь серьезно ко всем
декларациям сына, какими бы глупыми они Вам не казались. Дайте ему
почувствовать свою "взрослость" и продемонстрируйте свое доверие к
нему. Во-вторых, заключайте договоренности и соглашения по самым основным и
второстепенным пунктам. Например, говорите: "Мы понимаем, что тебе сложно
взять себя в руки и проявить больше ответственности. Давай подумаем, что тебе
мешает это сделать". И по пунктам начинаете расписывать возможные причины:
усталость, отсутствие интереса к предметам, плохая школа, недружный класс,
лень, непонимание предметов и т.д. Потом рассматриваете возможные варианты
решения открывшихся проблем. В-третьих, не только продолжайте любить своего
ребенка, но и всячески демонстрируйте ему свою любовь. Верьте, что он хороший и
способен на хорошие поступки и преодоление себя. Ошибкой родителей очень часто
является то, что они указывают только на недостатки ребенка, а достижения
принимают как само собой разумеющееся. Поэтому, когда ребенок не слышит
положительной оценки, у него и ориентировка идет только на отрицительную.
Причины отсутствия учебной мотивации на самом деле много: гормональный
"взрыв" подросткового периода, отношения ученик-учитель, страх
перед учебой, непонимание цели учебной деятельности, т.к. будущее
невероятно отсрочено. Для того чтобы ребенок включился в работу ему должны не
только стать понятны цели обучения, но и внутренне должны стать им приняты. Они
должны обрести значимость для ребенка. А в системе учебной деятельности
переплетаются и внутренние, и внешние мотивы. К внутренним относятся:
собственное самосовершенствование, совместная деятельность подростков, которая
является ведущей в этот период, интерес к новому и неизведанному. К внешним
можно отнести вынужденное соответствие принятым нормам и правилам, учебы ради
престижа и лидерства, стремление оказаться в центре внимания значимого
окружения. У ребенка должен возникнуть мотив, т.е. устремление активной
деятельности на усвоение знания, самосовершенствование. Для того чтобы добиться
главной цели - хорошо справляться в процессом обучения и усвоения программы,
надо сначала преодолеть промежуточные цели, которые выстроят эту дорогу.
Поэтому для облегчения этой задачи промежуточные цели должны стать для ребенка
ярко эмоционально окрашены. Связь интереса с положительными эмоциями имеет
очень большое значение на первых этапах становления. Конечно, все это сделать
непросто. Это трудоемкая совместная работа и самого ученика, и родителя, и
учителя.
Так что же все-таки делать родителям? Применяйте систему поощрений и
наказаний. Фантазия при этом должна у Вас работать с повышенной нагрузкой.
Постарайтесь найти причину "нехотения", как я уже говорила выше.
Вычислите её любыми методами. Родители при этом должны олицетворять твердость,
терпимость, последовательность и спокойствие.
С уважением, Виктория Фадеева.
Ответ опубликован 15 марта 2011