анонимно
Здравствуйте Виктория. Меня зовут Надежда. Моему сыну Андрею 8 лет, учится во 2 классе. На занятиях психолог сказала, что у него тревожность (в 5-6 лет). Он все сует в рот (и сейчас), когда пошел в 1 класс стал сбиваться в разговоре, неоднократно повторять одни и те же слова. У него в 3 года было 5 операций, затем 1,5 года не ходил в д/сад, затем сложное вливание в уже сложившийся коллектив, а в пошлом году адаптация к школе. Андрей хочет общаться и ищет общения, но друзей у него как таковых нет, ребята его не особо принимают, а в школе 3 одноклассников его постоянно третируют. Школьные психологи (у нас их 2) ничем в плане развития навыков общения не помогают, на предложение открыть курсы общения отвечают отказом. В городе никто детьми групповые занятия не проводит. Подскажите, пожалуйста, как помочь Андрею убрать тревожность и помочь ему в общении со сверстниками. Заранее спасибо
Отвечает Фадеева Виктория
Здравствуйте! Давайте попробуем определить понятие тревожности. Тревожность
- это смутное или неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся
ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий,
страха, беспокойства и напряжения. Характерной чертой тревожности является её
беспредметность. Это только страх предполагает наличие конкретных ситуаций
или событий. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных
последствий его неудачи и неуспеха.
Но анализируя информацию, написанную в письме, я предполагаю, что мы имеем
дело не с тревожностью, а с застенчивостью. Что такое застенчивость? Застенчивость
- это сложный симптом, это внутренняя позиция человека, которая предполагает
слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. И, как следствие,
ребенок предпочитает оставаться в тени, избегая оценки его действий
окружающими. Что стоит за этим симптомом? Застенчивость связана с тремя
основными измерениями человеческой жизни. Образ себя. Застенчивость идет рука
об руку с низкой самооценкой. Ребенок считает себя не достаточно интересным и
недостойным внимания. Образ другого. Ребенок не решается на контакт лицом к
лицу, потому что этот другой воспринимается как опасный. Взаимодействие с
другими людьми. Застенчивость социальна по своей природе, она возникает там,
где два человека вступают в контакт. А вместо радости общение вызывает страх и
тревогу. И, значит, взрослый должен помочь ребенку с этим справиться.
Застенчивость, как черта характера, не передается по наследству, наследуется
только повышенная чувствительность нервной системы. Очень часто у ребенка с
чувствительной нервной системой тревожная мать, которая беспокоясь за него,
мешает ему обрести собственную уверенность. Жизненный опыт в данном случае
важнее, чем темперамент маленького человека. Но представление о себе и
вера в свою ценность выстраивается постепенно, а не задаются изначально. Также
детям очень важно ощущать, как их воспринимают собственные родители,
чувствовать себя источником радости - это чувство становится его нарциссическим
капиталом на всю жизнь. И, конечно, надо чувствовать ребенку, что он сам на
что-то способен,- без этого ничего не получится. А это можно прочувствовать
только при предоставлении шанса. Чем больше у сына будет опыта успеха, не
важно, в каких областях, тем меньше сложностей будет возникать в последующих
попытках. Но искусство общения можно освоить только при помощи взрослого.
Дети нуждаются в том, чтобы родители объяснили происхождение тех трудностей,
которые они испытывают, и показали, что в этом ничего драматического нет. Важно
еще дать ребенку прочувствовать, что испытывает другой участник общения. Попробуйте
объяснить сыну, что то, что испытывает он - это не что-либо исключительное, то же
самое может испытывать огромное количество детей и взрослых людей.
Если принятые меры не помогают, то можно обратиться за помощью к психологу.
Мои коллеги принимают ребенка в этих случаях вместе с родителями. Если причина
проблемы в позиции родителей, то психолог поможет лучше родителям понять себя и
поможет поменять внутренние установки. Для помощи детишкам с подобными
проблемами есть игро-терапия, сказко-терапия, арт-терапия. Все это очень мягко
помогает преодолению проблемы в дополнение к работе с его родителями.
И еще. Стабилизировать эмоциональное состояние мальчика поможет курс
детского Тенотена. Этот препарат не вызывает привыкания и совершенно безопасен
даже при передозировке. Он способствует улучшению адаптации в детском коллективе,
снижает тревожность, но при этом на фоне приема препарата улучшается процесс
обучения за счет повышения усидчивости и внимания.
С уважением, Виктория Фадеева.
Ответ опубликован 24 марта 2011