Консультации / Психология и психиатрия

У меня пролема такая у ребенка переходный возраст 13 5 лет

У меня пролема такая, у ребенка переходный возраст 13,5 лет. Воспитываю одна. Он совершенно ничего не хочет делать - ни уроки, ни по дому, ни в магазин. Грубит, мотает нервы всем. И не хочет ходить в школу. Все разговоры остаются разговорами. Когда приходит время действий - все сначала. А почему я должен, а зачем. У меня просто опускаются руки. У нас раньше были доверительные взаимоотношения. Сейчас я вижу от этого только вред. Он изучил мои слабости и пользуется этим с удовольствием. Ни по-хорошему, ни по-плохому не получается. Никак. Я раньше считала, что с любым ребенком можно договориться, оъяснить ему. Старалась не применять физических наказаний. Потому что это унизительно и обозляет. А теперь вижу, что растет человек, который считает, что все ему должны, а он никому и ничего. Я знаю, что бывают и совсем распоясанные подростки, но мне от этого не легче. Я живу именно с этим. Как будто я ничему не учила его, и он только что вышел из леса. Все хорошее, что в нем есть, все способности - а они действтельно есть и неслабые - все это просто уйдет. Он раньше учился хорошо, на 4 и 5. Побеждал в олимпиадах. Очень хорошо рисует, хотя учился очень мало. Теперь, когда есть возможность развивать это - и за деньги, и бесплатно, - он говорит, что не хочет. То же насчет театра. Только на шахматы согласен. 4-е место по городу занял после 3-х недель хождения в кружок. Вот в общем коротко все. Я не устраиваюсь даже на работу - мы переехали недавно. Потому что каждый день жду, что из школы позвонят. Дома даже я если контролирую, он может в школе просто отказываться работать - демонстративно. Догадываюсь, что вы можете про домашнее обучение предложить - это не выход, да и диагноза подходящего нет. Хотя в школе были бы рады. Были мы в 4-м классе и в частной школе, тоже хорошего мало. Есть, конечно, свои плюсы - питание, например. Но это того не стоит. А вообще мы практически сколько лет учимся, столько школ поменяли.
Для начала как можно быстрее расстаньтесь пожалуйста с иллюзиями - ваш ребенок "получился" не такой, как вы мечтали и это навсегда. Чем дольше вы будете держаться за свои мечты, тем труднее будет договориться с реальным человеком. Далее. Как это ни страшно, займитесь своей собственной жизнью и уделяйте ребенку меньше внимания. Похоже, что его поведение - это протест против вашего избыточного контроля и заботы. То есть вы своими руками провоцируете протест и грубость. Хорошая мать - это такая мать, которая постепенно становится все менее и менее нужной ребенку. А в какой-то момент становится не нужной вовсе. Ужасная, но правда. Разрешите сыну самому испытывать последствия своих ошибок. Иначе он никогда не станет взрослым. И еще: отношения уже никогда не будут такими же, как раньше, когда он был маленьким. Сделать "как было" невозможно. Они могут быть только другими. Ну и традиционые рекомендации: Продумать и обсудить четкие и понятные правила. Разрешить все то, что не наносит прямого и очевидного ущерба кому-либо. Правила соблюдать. В случае необходимости, наказывать не унижением, а лишением каких-то бонусов, дополнительных радостей. Ясно предъявлять ребенку свои чувства: растерянность, злость, обиду. Применять метод активного слушания (подробнее здесь: http://kids.staniv.ru/biblioteka/giper7.html) Поддерживать в перерывах между ссорами, хвалить за успехи, даже небольшие.
Консультация психотерапевта на тему «У меня пролема такая у ребенка переходный возраст 13 5 лет» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 27 октября 2009 г.
О консультанте
Задать вопрос