анонимно
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. У меня следующая проблема: сыну 3 года и 2 месяца не говорит, вернее говорит на уровне 1 года, слова типа "мама", "папа", "дай". Недавно научился говорить "киса" и "пока". По невропатологам бегаем - толку нет. Говорят - должен говорить, а не говорит. Еще у него ВЧД, лечились. Книжки не любит читать, сразу орет, даже картинки рассматривать не любит. У него прям агрессия к книгам какая-то. В остальном не отстает, любознательный, с моторикой проблем нет. Недавно прописали проколоть кортексин, прокололи курс-эффекта нет. Говорят нужны занятия с логопедом, были у логопеда, но вот она сказала: "А что я с ним делать буду? он же не говорит. Как я буду ставить звуки в словах? Приходите когда заговорит". Так вот в чем вопрос-нужны ли занятия, если ребенок не говорит? Та логопед, к которой мы обратились права или нет? Спасибо за ответ!
Отвечает Наталичева Татьяна Алексеевна
Педагог-психолог дошкольного образования и раннего развития, леготекарь
Здравствуйте, Татьяна!
Вы абсолютно верно делаете, что тревожитесь за своего сына. Темпы речевого развития у маленьких детей крайне индивидуальны. Кто-то учится говорить постепенно, а кто-то долго "молчит", набирается пассивном словарем. Но в норме, после 3-х лет ребенок уже должен заговорить как минимум односоставными предложениями.
В любом случае причин "молчания" в раннем возрасте может быть множество. Одной из причин «молчания» ребенка является отсутствие мотивации в речи. Если ребенок чего – то хочет, он просто показывает на этот предмет пальчиком и «мычит». Как правило, большинство родителей выполняют «просьбу» малыша. В этом случае слова и фразы не нужны ребенку, его и так поймут.
Повлиять на развитие речи ребенка, можно выполняя следующие рекомендации:
• Наличие эмоционального контакта с мамой.
• Разговаривайте с ребенком медленно и четко, это позволит ему «переработать» услышанную информацию; говорите достаточно громко, следя за правильностью своего произношения.
• С малышом лучше говорить о том, что происходит «здесь и сейчас»: птичка полетела, машина поехала и т.д.
• Показывайте ребенку способы взаимодействия с окружающими при помощи речи: просим – «Дай!», прощаемся – «Пока!», благодарим - «Спасибо!».
• Жесты являются дополнением нашей речи.
• Пойте песенки, рассказывайте детские стихи и потешки, поощряйте малыша подпевать Вам, подсказывать, тем самым запоминая новые слова.
• «Корчите» вместе с ребенком рожицы перед зеркалом: надувайте щечки, облизывайте губки, цокайте, как лошадка, улыбайтесь – все это способствует развитию мимических мышц, мышц язычка.
• Не стоит перегружать ребенка сложными словами и фразами, говорить с детьми нужно просто, на доступном для них языке.
• Поощряйте активность ребенка, помните, что излишняя опека тормозит развитие малыша.
Наберитесь терпения и постарайтесь поставить ребенка в такую ситуацию, что ему самому придется заговорить. Чтобы суметь предотвратить проблемы в будущем, я настоятельно рекомендую вам посетить занятия логопеда уже сейчас. Так как на первый взгляд, данная проблема может показаться незначительной для этого возраста, она может скрывать в себе тяжелые нарушения речи.
Если же у Вас всё равно останутся вопросы - то приглашаем Вас в наш детский клуб "Пампа Грин" на занятия ранним развитием. При смене развивающей среды речь ребенка развивается более быстрыми темпами.
Желаю успехов! Ваш психолог Татьяна!
Ответ опубликован 19 марта 2012