Консультации / Психология и психиатрия

Что я делаю не так

Доброго времени суток. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать. Старшей дочери 6 лет, она посещает курсы подготовки к школе. Появилась проблема: на занятиях она либо балуется, отвлекая других, либо молчит, не отвечает на вопросы учителя и не выполняет задания. Все мои увещевания не помогают. Она просто делает вид, что не понимает, что я от нее требую. Наказания тоже не приносят результата. Может, дело во мне? Может, я что-то не так делаю? Помогите, пожалуйста. Подскажите, как мне поступать? Заранее спасибо.
Здравствуйте. Скорее всего, любой психолог сказал бы вам просто: «Видимо, ей в школу рано, она не готова, несмотря на все ее умения и ваши желания ». Но попробуем порассуждать. В пять - шесть лет ребенок переживает тяжелые времена. Она чувствует, что ее пора беспечного детства и безмятежности теперь неотвратимо, хоть и потихоньку, отодвигается . Видимо, это приносит ей тяжелые переживания (фрустрацию), как следствие - протест. Вы пишите, что у вас есть второй ребенок. Предположу, что появление малыша тоже было проблемным процессом для вашей дочурки и принесло ей немало чувств, связанных со страхом отторжения от мамы. Замечу, что чувства эти типичны для всех старших детей , как бы они себя ни вели, и что бы ни говорили. Разные в своей истории здоровья, развития и системы семейных отношений дети реагируют и чувствуют кризис появления младенца по-разному. Бывает, что поведение протеста, как реакция на страх потери матери, закрепляется и в сложные моменты с той или иной силой проявляются в разных вариантах отклоняющегося поведения. Особенно ребенку трудно справляться с входом в новый социальный контекст (курсы по подготовке к школе) если есть дополнительный психотравмирующий фактор в ближайшем эмоционально важном для него окружении-семье. Подумайте, внимательно понаблюдайте за ней, что еще является сильным негативным или психотравмирующем фактором для вашей дочери. Будьте внимательны к ней и откровенны с собой. Чаще всего в таких ситуациях матери хочется сказать: «Да ничего такого нет!» Так работает защита при обнаружении проблематики. Если все же вы сможете урегулировать свое эмоциональное состояние и будете сильной, спокойной, уравновешенной, последовательной, безоценочной, неспешливой, любящей и заботливой, принимающей вашу дочурку, такой как она есть, девочка поймет, что следующая социальная ступень-школа - ей по силам и успокоится. Ведь мама с ней! Помните, что дети до третьего – четвертого класса учатся для родителей. Это значит, что только ваша поддержка и нахождение, фиксация ее маленьких, но реальных успехов нужна ей в этот период. Ребенок – зеркало наших чувств и отношений. По поводу системы наказаний и поощрений, думаю, стоит поговорить специально и отдельно. Это сложный вопрос, который часто внедряется родителями по опыту, принесенному из семей супругов, либо вопреки ему. В новых семьях часто эти практики не работают, потому что связаны с новыми условиями жизни. Удачи. Ваша Наталья Николаевна
Консультация психотерапевта на тему «Что я делаю не так» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 6 октября 2012
О консультанте
Подробности

Кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии.
Заслуженный преподаватель Высшего образования РФ.
Частнопрактикующий специалист, стаж: 30 лет.