Консультации / Психология и психиатрия

Что делать

Мой сын 12 лет учиться в шестом классе, способный,но ленивый, учить не хочет вообще, такое впечатление, что до него не доходит серьезность ситуации, остаться на второй год! Он говорит, что ему все равно, при этом вижу, что переживает, но все равно не учиться, хотя может! Когда я сказала что выгоню его жить на улицу, он пошел собирать вещи, т. е. ему проще жить на улице, чем учиться, на вопрос почему он себя так ведет, молча смотрит в глаза. Я его уговаривала, ревела, обещала деньги за оценки и даже ноутбук, только принеси хотя бы тройки, в ответ тишина ! Как будто он наказывает себя за что-то непонятное ! Водила к психологу : платный начал мне рассказывать о физиологии ребенка, о созревании головного мозга, что где находиться и как работает, бесплатный рассказала, что он меня боится, хотя я его маленького не била и даже разговаривала только ровным голосом, не орала, ребенок желанный, трудно мне дался. Посоветуйте, что делать, я уже исчерпала все силы ! Молча принимаю все как есть, грозить и уговаривать бесполезно.
Здравствуйте. Апатия, отсутствие психологической энергии во время весны (конец учебного года) чаще обостряется, становится такой тяжелой в связи с глубокой астенизацией (физическим, нервным истощением). Скорее всего есть исток в условиях его перинатального периода развития, м.б. и более ранний. Посмотрите на ситуацию с точки зрения значения самой жизни для Вашего ребенка - подростка. Жизнь, а значит и школа , должна представлять интерес! Почему для него это не так? В какой области лежат его интересы? И через эти области вместе с учителями, поднимая его рейтинг среди других учеников в школе, надо активизировать его интерес вообще к учению. ЛЕНЬ - не порок! Это механизм защиты личности. Думайте. что приносит ему непоправимый душевный ущерб, психологический дисомфорт и ведет его к депрессии? А его состояние называется маскированной депрессией подростка. Мальчики очень часто подвержены такому состоянию. Гораздо чаще, чем девочки. Вы скАжете мне, «так же удобней - ничего себе не делай и все!». Вас раздражает, обижает, огорчает такое его реагирование? Почему? Потому, что Вы всю жизнь напряженно ради него трудитесь, а кто-то нет? Может он Вам кого-то напоминает? - Это Ваши переносы - они тоже могут провоцировать частью состояние Вашего мальчика и поддерживать его, как бы подпитывать. А вам кажется ,что он вредит Вам, не слушаясь. Надо поразмышлять и о произвольности. Насколько вы смогли сформировать волю, умение идти к цели и добиваться ее. Это тоже часть состояния ребенка. И много других аспектов, которые могут быть составляющими величинами в состоянии мальчика. Говорите, что он способный. Великолепно! В чем способный? Может его способности не в тех областях, в которых вы хотели бы ,чтобы он себя проявлял? Изучались ли его способности профессионально? Психолог, который работал с ним очно, мог бы вам дать карту развития его психических функций и личности подробно? чтобы можно было пользоваться ей для мотивации и помощи ребенку? А что если у него нарушено ,например, внимание? И нужно специально его тренировать? Отношения с учителями, их восприятие - клише в отношении него, его положение в классе, его друзья, если они есть. и пр. и пр. Вам все верно рассказали мои коллеги, вопрос только в том, как это учитывать и что с этими знаниями делать? Надо все перевести в практику жизни и отношений как зеркало. Примерить на свой уклад жизни и стереотипы поведения, традиции в семейных взаимоотношениях и понять, что можно поменять в лучшую сторону. Потихоньку, без революций, начав с того, что принять своего ребенка таким, какой он есть, поддерживая и общаясь с ним, как с самым дорогим и важным в вашей жизни человеком. Помните, что дети не могут преодолевать барьеры ненависти к себе. Их охватывает панический страх, причем неосознаваемый, небытия в любом возрасте! И они ищут нишу, где будут чувствовать себя принятыми,важными,понятыми,нужными,обласканными,смелыми,имеющими право на доверие - и находят. Вопрос только - какую? Не отчаивайтесь,не опускайте рук. Материнское сердце - самое терпеливое и не теряющее надежду. Действуйте, только не пытайтесь купить своего ребенка. Ищите более компетентных специалистов (иногда такие находятся рядом и работают прямо в школе) - и все будет хорошо.
Консультация психотерапевта на тему «Что делать » дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 30 апреля 2013
О консультанте
Подробности

Кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии.
Заслуженный преподаватель Высшего образования РФ.
Частнопрактикующий специалист, стаж: 30 лет.