анонимно
Здравствуйте!
Моей дочери 4,5 года. Умный и развитый ребенок. Читает по слогам, рисует, пишет буквы. Но. панически боится чужих людей. Это у нее проявлялось всегда, то больше, то меньше. В год и 11 месяцев была операция - острый гнойный лимфаденит. Две недели лежали в больнице - операция, перевязки. Может это ее так травмировало? В мае этого года она начала ходить в сад. Стала очень часто болеть. Летом воспитатели в отпусках, поэтому только кто-то новый -жуткие истерики. С сентября дочь начала посещать группу развития. Идти, по началу, то же не хотела, плакала. Потом, вроде бы, привыкла. По словам учительницы на уроках (2 раза в неделю по 1,5 часа) была активная, все успевала, очень преуспела в развитии графических навыков. Домашние задания все выполняла (рисунки, стихи, написание букв). Но, на предпоследнем занятии в конце расплакалась без видимых причин. С учительницей разговаривать отказывается, отворачивается. На последнем занятии была другая учительница, так у дочки такая была истерика, что пришлось ее увести. Хочу еще добавить, что она совсем не любит музыку, то есть раньше ей нравились детские песенки, а сейчас нет. Не любит танцевать, двигаться вместе со всеми на разминках. Кроме того, есть такой момент: когда она с мужем, то и гуляет с ним , и играет, только прихожу я - она ему грубит, обзывает. Подскажите, пожалуйста, в чем причина и как быть.
Отвечает Морозова Ирина Михайловна
психолог
Анна, здравствуйте! Думаю, что больничный опыт, безусловно, травмировал девочку, но, насколько, трудно сказать, скорее, усугубил предрасположенность к ощущению некоторой опасности, исходящей от окружающего мира.Для того, чтобы разобраться в причинах страха вашей дочки, важно не только знать многочисленные подробности( как и сколько кормили Вы её грудью,как приучали к горшку, как проходил типичный период в жизни ребёнка , примерно в 7-8 месяцев, когда он начинает бояться "чужих", научаясь отличать их от "своих", расставались ли вы со своей дочкой до 3-х лет, как она сердится и т.д.), но и наблюдать девочку. Тем не менее, можно сказать, что начав ходить в сад с 4-х лет и предполагаю,будучи к Вам очень привязанной, естественно, девочка разделяется с Вами сложно. Не очень хорошо, что воспитатели меняются и у неё нет возможности устанавливать с ними отношения, а есть опыт разрыва начавшихся отношений.
Взаимоотношения с папой, возможно, следует объяснить следующим образом. В возрасте Вашей дочки, в эдипальном периоде, девочки ориентируются в своих бессознательных мечтах на отца, поэтому когда безраздельное владение папой нарушается Вами, она, бессознательно испытывая вину( ведь папа мамин, а мама папина), демонстрирует вам свою любовь и преданность.Это некоторый конфликт лояльности- чтобы не потерять Вас,демонстрируя всю любовь к Вам, она как-бы отказывается в этот момент от папы. Хочу заметить, что этот вариант объяснения основывается на том, что поведение наше часто объясняется глубокими причинами, кроющимися в бессознательном. Ещё хочется добавить, что в развитии вашей дочки ощущается некоторый крен в сторону "интеллектуализации"- Вы много внимания в вопросе уделили теме её дочки.В этом возрасте главное не учёба, а игра, помогающая расти эмоционально. И вот как раз некоторая эмоциональная незрелость- чуть "слабое звено" в развитии вашей дочки.
анонимно
Здравствуйте!
Ирина Михайловна благодарю Вас за подробную консультацию! Хочу добавить, что грудью я кормила до 7 месяцев, к горшку дочка привыкла легко - в 3 года не мочилась даже ночью. Сейчас уже ходит на унитаз. На консультацию к психологу уже записались. Подумываем с мужем даже о том, чтобы временно перейти на неполную рабочую неделю (варианты есть). Но, для меня остается не до конца решенным вопрос следующий - продолжать ли ее обучение в группе развития, пусть даже находясь рядом с ней, или все же отменить эти занятия. Развиваться ребенку нужно, но где грань между капризами и усталостью, перегрузками. Ведь в школах сейчас нагрузка большая, да и все прочее - переполненные классы, шум. Не знаю, как с этим быть.
Морозова Ирина Михайловна
Анна, думаю, что сейчас обучение в группе лишнее- во-первых, из-за непростой адаптации, во-вторых, из-за того, что в этом возрасте обучение не главное. Лучше вы проведёте время вместе в игре, чтении, обсуждении чего-либо. Кроме того, сейчас детские сады- это мини-школы. Там вашей девочке тоже будет чем заняться. Успехов!
Ответ опубликован 23 октября 2013