анонимно
Добрый день!
Подскажите пожалуйста,это вариант нормы?
Мальчику 2 года и 10 месяцев. Беременность и роды в норме.
Речи нет.Вернее начинает повторять слова.Считает до 7. Но сам ничего не говорит и не обращается. Скажет слово, если его спросить - что это? кто это? покажешь на небо - что это? небо.. на папу, скажет папа. Ощущение,что речь ребенку не нужна.Если прошу сказать кто это и показываю на себя - паба, баба, слова мама вообще не говорит, не зовет и не называет. До сих пор нет слов да и нет, также не покажет их киванием или мотанием головы. Первые базовые слова мама папа дай, их в помине нет.Пытается звукоподражать животным.Но опять если его спросить.Обычно молчит или мычит.
Были у логопеда дефектолога, поставили предварительно моторную алалию, были и у невролога.Два раза.Каждый раз невролог ставит норму и в заключении пишет - лечение не требуется.Врач объясняет, что у мальчиков речь приходит позже. И пока ребенок говорит то, что ему нравится. Полностью опровергает возможность алалии.
Беспокоит меня такое начало речи.Почему сам не говорит не слова, не обращается к нам.
По словам невролога (одного из самых лучших в нашем городе) надо просто ждать и развивать ребенка.
Это реально так?
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте! Что-то как-то мне не очень верится, что это моторная алалия... Смотрите, дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).
Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.
Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.
Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).
Неречевые:
Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:
· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).
· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.
· Нарушение мелкой моторики.
· Признаки минимальной мозговой дисфункции.
· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.
Психопатологические симптомы:
· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).
· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.
· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).
· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.
· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.
· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.
· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.
· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.
· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.
В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда. Невролог ставит норму, значит, вряд ли это алалия...а по поводу аутизма предположений не возникало? Ждать чего-то просто так нельзя, сделайте обследование, сравните динамику, обязательно занимайтесь с дефектологом, но с тем, у которого будет контакт с ребенком...Не пускайте на самотек,хотя и вероятность, что это особенности развития-тоже исключать нельзя. Но любому развитию нужна поддержка, разговаривайте с ребенком, когда он контактен, побуждайте его к разговору, но ни в коем случае не давите на него! Не заставляйте насильно говорить! Все в игре и с удовольствием. Удачи Вам!
анонимно
Спасибо ВАМ огромное!!!! Первый полный и развернутый ответ.Не отписка. Буду перечитывать, обдумывать и действовать по Вашим советам. Еще раз, спасибо!
Яковлева Зоя Борисовна
Не за что. Не ищите и не рассматривайте ребенка "под микроскопом", он развивается так, как ему назначено, у него свой характер и свои особенности. Никогда не сравнивайте его с другими детьми, он-ВАШ, особенный! Но заручится поддержкой специалиста, которому Вы доверяете и который ВИДИТ ребенка-надо. И нельзя впадать в панику, если вдруг (вдруг!) что-то немного не так. Детская психика и весь организм очень активны, подвижны, и подкорректировать недостатки в этом возрасте намного легче, быстрее, продуктивнее, чем, например, в 6 лет.Удачи Вам, терпения, счастья и здоровья мальчику!
Ответ опубликован 9 июля 2014