Нам 1год 10 месяцев

анонимно
Добрый день! Сыну 1год 10 месяцев, не произносит буквы ш,ч к,г, в. Из-за этого у него вместо ко-ко-ко произносит то-то-то и т.д. Некоторые слова как каша. Предложения не строит, но мы просим повторить слово, он повторяет как может. Все просьбы выполняет, рисует, лепим, собираем мозаику. Что нам делать? Стоит ли нам уже обратиться к логопеду или дождаться 2 лет? И можно ли в этом возрасте определить задержку развития речи?

Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте! По нормам должно быть так: 1,5 года — малыш знает 30—40 слов. 2 года — малыш знает 200—300 слов. Что должно встревожить родителей: В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова. Как происходит развитие речи малыша с 1 года 6 месяцев до 2 лет К полутора годам благодаря умению подражать число слов, произносимых малышом, увеличивается до 30—40. Но, как правило, даже знакомые слова он использует еще редко, предпочитая заменять их мимикой и жестами. В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит. Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, или своеобразные звукосочетания («чика» — качели, «кезон» — зонт и т. п.) После 1,5 лет словарный запас начинает бурно развиваться. Если вы правильно занимались со своим малышом, то у него улучшилось произношение, а количество усвоенных слов к 2 годам увеличилось до 200—300. Ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов, а затем — из трех-четырех. К 3 годам ребенок начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах. Малыш может рассказать по памяти коротенькое стихотворение. К двум годам речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Он употребляет названия лишь тех предметов и игрушек, с которыми постоянно играет, в его речи нет правильных грамматических связей между словами, отдельные слова произносятся нечетко, отсутствуют многие звуки. Как развивать речь ребенка - С помощью игрушек разыгрывайте и объясняйте несложные сюжеты. Например, кукла Вера пришла с прогулки, вымыла руки, села обедать. Пусть малыш тоже говорит в процессе показа. - Вместе с малышом наблюдайте за птичками, за проезжающей машиной, за старшими детьми. Обязательно комментируйте увиденное. - Усложните занятия с картинками. Дайте малышу парные картинки с изображением одинаковых предметов, но показывающие разные действия (кошка спит и кошка сидит) и состояния (девочка смеется и девочка плачет) или предметы разного размера (мячик большой и маленький). Предложите ребенку найти называемую картинку, сказать, что на ней изображено. - Разучивайте с ребенком стихи. О каких принципах обучения языку вам нужно помнить, чтобы ваш малыш успешно овладел речью Так как вам приходится быть основными учителями языка для своего ребенка, вы можете влиять на этот процесс. Ваш малыш успешно овладеет речью, если в повседневном общении с ним вы будете учитывать следующие принципы обучения языку. - Вы являетесь языковым и речевым образцом для своего малыша, ведь дети учатся языку, подражая, слушая, наблюдая и трогая руками. Ребенок будет обязательно говорить так, как говорят окружающие его люди — члены семьи. Если вы не верите, что малыш наблюдает и усваивает ваш язык, как-нибудь послушайте, как он играет в дочки-матери: «Ты будешь мамой, а я — папой». Вы услышите свой собственный тон, интонацию, привычные слова и выражения. - Ваш ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем он может сказать. - Знакомство с речью должно проходить в приятной как для ребенка, так и для вас форме диалога. Ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые внимательно слушают его, разговаривают, взаимодействуют с ним. Дети, чье мнение безразлично родителям, с трудом овладевают искусством общения. - После того как вы задали ребенку вопрос, не торопите его с ответом. Так он скорее поймет, что беседа предполагает обдумывание речевых оборотов. - Не говорите с ребенком на «его» языке. Манерная, нарочито искусственная с исковерканными словами, сюсюкающая речь тормозит развитие ребенка. Таким образом не только не стимулируется его стремление к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляется детский язык. Но это не значит, что с маленькими детьми нужно говорить обязательно по-взрослому, используя сложные слова. Нужно приспосабливаться к речевым возможностям ребенка соответственно возрасту и употреблять наряду с обычными словами более легкие, такие как «мяу», «бай-бай» и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями («кошка», «спать»). - Игнорирование взрослыми особенностей детской речи существенно осложняет успешное языковое развитие ребенка. Некоторые родители думают, что малышу не нужно помогать, что это бесполезно, ведь ребенок вырастет и сам научится говорить. Однако если члены семьи и воспитатели не будут учить его правильной речи, то возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива. - Постарайтесь не поправлять речь ребенка, произнося: «Так не говорят», а просто повторите ту же фразу правильно. Иначе в другой раз малыш решит промолчать, боясь ошибиться. - Если вы не понимаете, что лепечет ваш малыш, то постарайтесь выудить суть из его речи или предложите малышу альтернативу. Если, стоя у полки с игрушками, он говорит «онок», спросите: «Тебе нужен медвежонок или котенок?» - Предоставляйте ребенку возможность проявить себя. Вопрос «Что ты сегодня делал?» позволит ему дать развернутый ответ, в отличие от вопроса «Ты катался сегодня на горке?», предполагающего лаконичное «да». - Не включайте слишком громко радио и телевизор: фоновый шум вынуждает ребенка говорить громче и быстрее, а некоторые малыши в такой обстановке и вовсе предпочитают молчать. - Не заставляйте ребенка общаться с незнакомыми людьми, так как многим малышам нужно время для того, чтобы освоиться с новым для них человеком. - Если малыш взволнован, то, прежде чем он поделится с вами впечатлениями, предложите ему перевести дух и расположиться поудобнее. Тогда маленькому рассказчику будет легче справиться с эмоциями и сделать свое повествование понятным для окружающих. - Дети намного лучше усваивают новые для них слова, если сразу понимают практическое назначение связанных с ними вещей или явлений. Поэтому, общаясь со своим ребенком, обсуждайте окружающий вас мир, проговаривайте свои действия и напоминайте ему названия уже знакомых предметов. Имейте в виду, что чем чаще повторяется слово, тем легче его запомнить! - В помощь детям с задержкой речевого развития логопеды рекомендуют занятия, развивающие мелкую моторику, — оригами, лепка. - Как бы ни радовали вас некоторые неологизмы ребенка, вы, его учителя и воспитатели, оказали бы ему очень плохую услугу, если бы оставили в его речи то или иное из сочиненных им слов. Как бы ни нравились вам слова «колоток» и «кусарик», следует тут же заметить ребенку: «Нужно сказать "молоток" и "сухарик"». Ваша задача заключается в том, чтобы скорее приблизить речь ребенка к речи взрослых. Не консервируйте в речи своего малыша для своего развлечения причудливую лексику (всевозможные «сердитки», «журчей», «блистенький» и «мокрессы»). Так вы будете тормозить развитие речи ребенка. - Прислушайтесь к К. Чуковскому: «Исправляя словесные ошибки детей, нельзя преграждать им тот естественный путь, которым они из поколения в поколение дорабатываются до правильных форм родного языка. Здесь нужен большой педагогический такт, ибо дело идет о сочетании самой неукоснительной требовательности с глубочайшим уважением к детскому разуму. Нужно помнить, что создание "колотков" и "кусариков" — вполне закономерный процесс, хотя, конечно, так же закономерны усилия взрослых ввести этот процесс в определенные рамки и тем самым помочь ребенку усвоить общепринятую речь, овладеть ее словарем и грамматикой. Если все вышесказанное сложно или невозможно выполнить в домашних условия- обратитесь к логопеду, только в этом возрасте внимания и работоспособности ребенка хватает на 10 минут максимум, все вышесказанное -просто жизнь вместе с малышом. Осознанная работа над коррекцией звукопроизношения начинается с 4,5 лет, но подготовительный этап к ней- с рождения. Удачи!

Консультация врачей дефектологов на тему «Нам 1год 10 месяцев»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 17 октября 2014
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.