Консультации / Психология и психиатрия

Коррекция СНР

Добрый день Подскажите, пожалуйста Ребенок 4 года, мальчик. Речь очень плохо развита - говорит только простейшие слова и очень ограниченное количество - мама, папа, баба, да, пить, дом, одень (слов 20), остальное звукоподражание топ-топ, мяу, би-би Родился в срок, 40 недель, роды были стремительные (меньше 2 часов от отхождения вод и начала схваток) 8/9 по апгар, закричал сразу. В 6 мес длительная болезнь - ОРВИ, кишечная инфекция, снова ОРВИ. После этого практически не болеет. Пошел в 1г 1 мес. Первые слова мама-папа около 1,5 лет появились. Усиленно стали заниматься речью с 3,5 лет, до этого только курс пантогама невролог прописывала, говорили ждите - заговорит, потому как больше никаких отклонений нет. Сейчас невролог поставил диагноз системное недоразвитие речи. Астено-невротический синдром, при этом на контакт с неврологом ребенок не пошел, на вопросы отвечать отказался. В справочнике посмотрела, что системное недоразвитие речи ставят вместе с умственной отсталостью. Но интеллектуально мне кажется ребенок развит почти по возрасту - различает цвета, умеет складывать пазлы до 30 деталей, хорошо решает логические задачки из книги для детей 3-4 лет, усидчив, любит заниматься. Обращенную речь понимает хорошо, пассивный словарь большой. Со сверстниками играет в активные игры, ходит в детский сад. Прошли курс лечения препаратами, занимаемся с логопедом. Подвижек практически нет - за 4 месяца 2-3 новых слова. Все осложняется упрямым характером ребенка, чаще всего отказывается повторять слова/слоги. Выраженный речевой негативизм - при просьбе сказать что-то, чего он не умеет, отказывается дальше заниматься. Я хотела попросить у вас совета, возможно ли по всему перечисленному понять причины нашего недоразвития речи - проблема медицинская или психологическая? Стоит ли продолжать курсы лечения препаратами, если от них никакого эффекта нет? Мне кажется что проблема больше в его характере, упрямстве и речевом негативизме (возможно мы где-то перестарались в попытках вызвать у него речь) Нейропсихолога в нашем городе нет, как в прочем и толкового детского психолога тоже найти не удалось. Что Вы можете посоветовать для коррекции его состояния?
Здравствуйте! Спасибо за письмо, оно очень содержательное. К сожалению, ответить на Ваш вопрос, не видя ребенка, крайне сложно, но, попробую. Во-первых, насчет медицинских препаратов: в силу того, что я - не врач, я не могу давать никаких рекомендаций по поводу лечения (прошу понять меня правильно). Теперь, что касается моей стороны дела. Если действительно проблема в нежелании ребенка говорить, то я думаю, в ситуации игры говорить он должен. Попробуйте взять плюшевых зверей с добрыми мордочками, и от их имени попросить ребенка научить их говорить разные слова. Сначала те, которые ребенок говорить умеет, потом усложняйте задачу. Не настаивайте, будьте предельно тактичны. Говорите за животных веселыми голосами, как бы зазывая ребенка в игру. Имейте терпение, и, если у ребенка нет никаких отклонений, помимо речи, игра должна ему понравиться. Дети в этом возрасте просто в восторге от игрушек, говорящих голосом взрослого, который общается с ними в этот момент. Важно, чтобы за персонажа говорил ИМЕННО человек, а не игрушка голосом от батарейки. Это отличие принципиально. Старайтесь говорить с ребенком в моменты его эмоционального вовлечения не только дома, но и в зоопарке, на прогулке, одним словом там, где ребенку интересно, и он счастлив. Ловите именно эти моменты. Не делайте для ребенка посещения логопеда САМЫМ важным делом жизни. Рассказывайте ребенку в конце дня, что было интересного, потом пусть он хоть что-то пробует сказать своим друзьям-игрушкам. Вашей целью должны стать простые предложения из 5 слов. Это - программа максимум, т.е. возрастная норма. Больше читайте ребенку детских стихов Барто, Михалкова, Маршака, они быстро запоминаются детьми. Пусть ребенок заканчивает рифму. Наблюдайте за речевой памятью ребенка.Вам предстоит нелегкий труд, но уверяю Вас, что ребенок хочет общаться со своими родными намного сильнее, чем с чужими, даже если они специалисты. Если все же никакого прогресса не будет, тогда для Вас станет необходимостью искать лучших специалистов по вопросам развития ребенка, и не только в Вашем городе, но и в Москве. Желаю Вам любви, терпения и успехов!
Консультация психотерапевта на тему «Коррекция СНР» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 8 ноября 2014
О консультанте
Подробности

Клинический психолог, семейный консультант, детский нейропсихолог. Консультирует взрослых по темам: партнёрские и супружеские отношения, чувство опустошенности, ненужности, сомнения в выбранной профессии, тревожные состояния, фобии, неврозы, истерики, неуверенность в себе, раздражительность. Проводит коучинговые программы для женщин  на предразводном этапе, в процессе или после развода. 

Телефон для записи: +7 (910) 442-74-97.