анонимно
Здравствуйте! Моему ребенку 5,5 лет. С этого года начали ходить в логопедическую группу. До этого ходили в обычную. И как следствие произошла смена обстановки, лиц (друзья, воспитатели) и учебный процесс в целом. После 2-х месяцев я стала обращать внимание, что эпизодически она запинается на первых буквах слов, например может сказать "к-к-к-кошка" или "я-я п-п-п-пошла". При этом, если я прошу повторить эту фразу вновь, то она тут же без проблем и запинок повторяет это слово или выражение; стихи читает с блеском, очень любит петь.
В детском саду обратила внимание воспитателей и логопеда (только после института), которые начали меня успокаивать говоря что якобы она торопится и спешит во всем. И ничего страшного в этом нет.
Подскажите пожалуйста запинки ли это или всё же заикание? И на что мне обратить внимание?
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте.Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.
Физиологические запинки (итерации) - часто встречающееся явление в речи, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления опережает речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.
Как определить, заикание это или запинки.
1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
2. Обратите внимание на то, как реагируете вы на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если заикание, то речь после этой просьбы будет только хуже, а если с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.
3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи. Корни проблемы с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а дети с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки.
При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:
• Консультируемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
• Проводим курс расслабляющего массажа.
• Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете ходить в бассейн, но, вполне подойдут регулярные игры с водой дома.
Ответ опубликован 3 декабря 2014