Консультации / Дефектология

Как помочь заговорить ребенку

Здравствуйте! Моей дочери 2,9. Умеет говорить простые слова типа мама, папа, дай, на, уйди, люблю. Когда просишь повторить слово или назвать предмет, упорно отказывается либо показывает жестами, хотя я знаю, что она может это произнести вслух. В чем может быть причина такого поведения? Стоит ли в такой ситуации вести ее к врачам или я сама могу ей помочь начать говорить? Родилась в срок, 4200, 56 см. Во вермя беременности не было никаких осложнений, инфекций. Развитие соответствует возрасту, интересуется книжками, играет самостоятельно в куклы, вместе лепим из пластилина, глины, клеим, вырезаем. Сад не посещаем. Заболеваний и осложнений не было (кроме простуды). Обстановка в семье нормальная, криков, ссор, скандалов не бывает. Заранее спасибо.
Здравствуйте! Во-первых, спасибо за подробную информацию-это очень помогает полноценно ответит на вопрос! А во -вторых,давайте разбираться.Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост – уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети начинают разговаривать. При чем овладение речью имеет характер "взрыва". С другой стороны определить точную дату появления первых слов ребенка не так то просто. Дело в том, что по срокам появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-150 слов, а бывают случаи, когда до 2,5 лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие. Столь существенные индивидуальные различия не позволяют составить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако, все эти попытки пока ничем не кончились, потому что между детьми от года до двух слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, ученые попытались подсчитать минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. Например, в год и три месяца минимальный словарь ребенка – всего 4-5 слов, а максимальный – 232 (!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого. Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие. Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т.е. понимание речи) и активное (т.е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Уже в 10 – 12 месяцев дети обычно понимают названия многих предметов и действий. Всем известны знаменитые детские игры в "Ладушки" или "Козу". Скажешь малышу "Ладушки-ладушки", и он начинает весело хлопать в ладошки. А скажешь "до свидания" - и он машет ручкой. "Все понимает, - удивляются растроганные родители, - а сказать ничего не может". Действительно, до определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух лет, хорошо понимая все, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова – либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И все-таки, при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2-х лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить уже в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до двух лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит рано или поздно ребенок заговорит. А вот как рано или насколько поздно, во многом зависит от Вас. Рассмотрим, как могут родители помочь ребенку заговорить. Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого – малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и таким образом усваивают речь. "Скажи мама, скажи ляля, скажи ложка" - просят родители малыша и ждут от него соответствующих звуков. К их великой радости многие малыши уже в 10-12 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова. Подражание действительно имеет место при овладении речью (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка. В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребенком не может сводится к прямому копированию речевых звуков. Мы уже говорили, что слово - это прежде всего знак, т.е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должно стоять какой-то предмет, который оно обозначает, т.е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком, и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с ребенком в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако, в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой, или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: 1)потребность в общении со взрослым 2) потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым, или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово. Значит главное – это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы с которыми можно заниматься вместе. В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих. Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному использованию определенного слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть и передать ее может только взрослый. В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка. На первом этапе таким центром является предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. В некоторых случаях, когда малыш не получает желанный предмет, эти проявления перерастают в гнев, и даже в плач. Однако, у большинства детей центр внимания постепенно сдвигается на взрослого. На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет, появляются указательные жесты, активное лепетное говорение (дай-дай-дай), и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако, если взрослый "не сдается" и ждет нужного слова, ребенок наконец, пробует его произнести. На третьем этапе центром ситуации становилось именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивается на его губах, присматривался к артикуляции. Пристальное рассматривание "говорящих", шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и видит нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно появляются первые попытки произнести слово. Важно подчеркнуть, что ребенок сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что для того, чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова возникает на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т.е. задача передать что-то словами, ставится перед ребенком впервые именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка. Надеюсь, помогла Вам. Удачи!
Консультация на тему «Как помочь заговорить ребенку» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия
Образование
Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений
Место работы
Государственное бюджетное образовательное учреждение, центр образования №656 им.А.С.Макаренко
Подробности

Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений.

Работа с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, нарушения письменной речи, обусловленные проблемами в мышлении, внимании, памяти и т.д. Помогает включать в общеобразовательный процесс детей с диагнозами ММД,СДВГ, ЗПР.

Задать вопрос
Похожие вопросы
Сделали внучке 2 г 10 мес ЭЭГ - помогите расшифровать Мы в шоке Как помочь ребенку
Внучке 2 г. 10 мес. не говорит, гиперактивна, не слушается, на имя откликается редко. Развивалась нормально. Начинала говорить, повторять слова в 10 мес. до 1.г. 2 мес. Потом резко замолчала....
Помочь заговорить
Здравствуйте,сыну 3,5 года.В 2 года начались проблемы с аденоидами и снижением слуха и пропала речь.В 3 года в коррекционном центре на комиссии поставили диагноз-моторная аллалия(ребенок знает цвета и формы,речь понимает,говорит...
Сыну 4 года не говорит и гиперактивный как помочь ребенку
Сыну 4 года не говорит и гиперактивный здравствуйте. Я мама троих детишек: дочка 5,5 лет, дочка 6,5 месяцев и сын 4 года. Рассказ пойдет о нашем мальчике. Ему 4 года....
Как заниматься
Татьяна Марковна, моему сыну Фёдору 4,5 года. Диагноз тугоухость 4 степени поставлен полгода назад. Ребенок не слышит с рождения. Слуховые аппараты носим 2 месяца. Не может к ним привыкнуть, снимает....
Ребенку 3года плохо и очень мало разговариваем
моему ребенку 3г1мес. Очень мало разговаривает..Так только отдельные слова, предложениями только говорит "ты куда! ,! "спать не хочу" и то конечно это не так все чисто говорит.. Ходили к участковому...
Подскажите как быть как помочь моей дочке называть моего супруга папой
у меня дочка ей будет 5 лет.с ее папой мы не жили почти он о ней знает но ему все равно.c супругом познакомились когда оленьке было 3 годика.6 месяцев назад...
Как помочь ребенку 5 лет говорить
Добрый день,моей дочке 5,5 лет но связной и нормальной речи нет,есть отдельные звуки и какие то не понятные слова.Психолог и невропатолог ставит диагноз-Задержка речевого развития с аутистическими тенденциями.Ребенок всё понимает...