Консультации / Логопедия

Разговорить молчуна

Здравствуйте. Моему сыну 2 г 2 мес. К 1 году говорил мама-папа-баба, пытался произносить еще какие-то слова. Потом некоторые слова то появлялись, то снова пропадали из словарного запаса. К 1,5 годам он перестал говорить сначала "папа", потом и "мама". Изъяснялся, в основном, жестами. К 2 годам он снова "заговорил". Теперь пользуется словами "мама", "папа", "на-на" (дай), "мяу", "кс" (кис-кис), "ой", "вау-вау" (сирена), "да", "не" (нет), "тс-тс" (пись-пись). Всё остальное (слова и даже предложения) - это протяжное "г-г-г-г-г-г". Может попытаться повторить какое-нибудь слово (и то не каждое), если просишь, но применять эти слова для общения не пытается. Задержки в развитии нет. Он все понимает и выполняет соответственно своему возрасту. Невролог посоветовала чаще посещать детские коллективы и на приём через 3 мес. Пока никаких сдвигов. Вопрос: что делать, к кому обратиться за консультацией, как нам себя вести, чтобы разговорить молчуна.
Здравствуйте. Чтобы Ваш малыш заговорил, не достаточно просто находится рядом с ним, нужно постоянно заниматься с ним: развивать его речь, мелкую моторику пальцев рук, делать гимнастику для мышц лица, окружать его мир звуками и аудио сказками, помогать ему общаться на площадке с другими детьми и многое-многое другое. И кстати, малыши, которые раньше начинают говорить — это полностью заслуга их родителей. Ребенок не разговаривает — что делать? Нужно предпринять следующие меры: Основная задача родителей создать в квартире — во всех помещениях речевую среду, т.е. такие места, которые бы стимулировали малыша к речи. Возьмите любые картинки животных, повесьте их в разных комнатах на стены на уровне глаз ребенка, прикрепите на магнит на холодильнике..Подходите вместе с малышом и говорите об этом животном, сначала объясните малышу, что это за животное, как оно называется — старайтесь, когда будете произносить название животного приблизить малыша к своему лицу и медленно произнести название животного — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ, дело в том, что дети очень хорошо читают по губам взрослых людей, кроме того, расскажите о животном, что Вы знаете, как оно разговаривает, что оно ест и т.д. Потом спрашивайте, где то или иное животное, пусть малыш его найдет, как оно говорит и т.д. Меняйте еженедельно животных, чтобы они не успевали надоесть малышу. Помимо животных Вы можете расклеивать и другие картинки — фрукты, овощи, предметы интерьера, части тела и т.д. и т.п. Обязательно купите книги для артикуляционной гимнастики. Это нужно для того, чтобы развить артикуляционный аппарат ребенка. Возможно, Ваш малыш уже готов произносить многие звуки и слова и хочет их произносить, но его мышцы лица еще недостаточно развиты, язык «не послушен» и он просто не может произнести слова. Я рекомендую всем купить книжку «Веселая артикуляционная гимнастика» Нищева Н.В. изд. Детство Пресс. Стоит книга 202 руб на labirint.ru. Эта книга подойдет даже для самых маленьких малышей. В ней предлагается под веселые стихи повторять за животными различные рожицы и движения языком. Кроме того, во вкладыше к ней прилагается небьющееся зеркальце, таким образом, Вы можете пользоваться книгой не только перед зеркалом, но и в дороге и др. местах. И еще одна книга для тех, чей ребенок плохо разговаривает «Уроки логопеда» Косинова Е.М. изд. Эксмо. Эта книжка предназначена для малышей от 6 месяцев и старше, в ней собрано огромное количество пальчиковых игр, языковая гимнастика в игровой форме (веселые истории про языка), скороговорки для детей от 2,5 лет и старше. Книга очень красочная. Кроме того, Ваш малыш на конкретных примерах познакомиться с понятиями «тихо»-«громко», в ней дано множество понятий, необходимых для простого общения с малышом, огромное количество рекомендаций для родителей. Книга специально написана логопедами для игр дома и в детском саду. Стоимость книги «Уроки логопеда» 373 руб. на Labirint.ru, но я думаю, что Вы не пожалеете потраченных денег. Тем более ,что книг рассчитана на многолетнее применение. Как можно больше играйте в игры на развитие мелкой моторики пальцев рук — это могут быть: различные игры с крупами на пересыпание, просеивание, поиски различных игрушек в крупе, рисование на манке пальчиками и многое другое, лепка из пластилина (малыш в возрасте от 1,5 лет вполне в состоянии слепить шарик и скатать колбаску, приделать глазки человечку, которого слепили Вы), кроме того, можно лепить из пластилиновой массы или теста для лепки с помощью различных пластиковых формочек даже самый маленький малыш сможет что-то слепить, рисуйте пальчиковыми красками и кисточками; играйте в пальчиковые игры (купите или сделайте сами кукол на пальчики и играйте с малышом, разговаривайте от имени героев на пальцах), очень хорошие пальчиковые игры под стихи есть в книге «Уроки логопеда» Косинова Е.М., кроме того, я бы посоветовала послушать музыкальные песенки-инсценировки Железновой. У нее же есть очень хорошая книжка со стихами и картинками, которая называется: «Тюк-тюк кулачок» изд. Карапуз. Стоимость 162 руб. на Labirint.ru. Кстати, Вы возможно спросите причем здесь развитие мелкой моторики пальцев рук и речи. Вас же интересует совсем другой вопрос: «Почему мой ребенок 2 лет не разговаривает?». А я Вам объясню. Центр отвечающий за мелкую моторику пальцев рук находится рядом с центром, отвечающим за речь в головном мозге. Поэтому стимулируя развитие мелкой моторики пальцев рук, Вы тем самым, развиваете речь ребенка. Организуйте игровые зоны с игрушками в детской комнате (пусть игрушки будут разбиты на различные категории, например, семья из кукол, кубики и конструкторы для строительства, звери, машины и т.д.) Играйте как можно больше с Вашим ребенком в простые ролевые игры. Играйте от имени машинки или человечка. Побуждайте своего ребенка разговаривать с машинкой и т.д., кормите зверушек, лечите, укладывайте спать, в общем, делайте все, что Вы делаете в обычной жизни, только от имени игрушек. Особое внимание нужно уделить прочтению книг с ним. Это не должно быть обычным пассивным чтением, когда Вы читаете, а малыш просто рассматривает картинки и слушает. Ребенок должен принимать активное участие в чтении книг. Я Вам советую начать читать сначала стихи ребенку, они более легкие для восприятия, запоминающиеся и короткие, поэтому не смогут быстро надоесть. Начните со стихов Барто «Игрушки». Просите ребенка показывать где, кто есть на картинке, как разговаривают животные, как звучит машинка..Спрашивайте, кто это на картинке? Во время прочтения не дочитывайте до конца строчку — тем самым побуждайте ребенка закончить предложение..Кроме того, читайте самые простые русские народные сказки, где часто повторяются одни и те же слова, такие как, Колобок, Репка, Теремок и т.д. Главная Ваша цель — превратить Ваше чтение не в простое прочтение книги, а в совместную беседу с ребенком.. Обязательно описывайте все ежедневные процедуры, которые Вы выполняете со своими ребенком. Например, Миша сейчас умывается, потом будет расчесываться. Миша кушает. Предложения должны быть простыми и повторяющимися изо дня в день, чтобы малыш их запомнил. И в последствии Вы его спросили: «Что Миша сейчас делает?». А он ответил: «Миша умывается.» Пойте песенки сами, танцуйте под музыку и вот увидите, как скоро Ваш малыш попытается подпеть припев ему понравившейся песенки. Обязательно гуляйте с ребенком, играйте в песочницы, помогайте ему знакомиться и общаться с другими малышами. Ребенок в 2 года не говорит — это не приговор — это сигнал к действию и все зависит от Вас родителей.
Консультация врача логопеда на тему «Разговорить молчуна» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 13 марта 2015
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия