Речь в 2 года
анонимно
Здравствуйте, Зоя Борисовна! Подскажите, пожалуйста, нужно ли (не рано ли?) обращаться к специалистам по поводу речи? Постараюсь описать всё максимально подробно, так как у нас в городе невозможно попасть к специалисту.
Сыну 2 года и почти месяц. Родился на 43 неделе с явными признаками переношенности, двукратное обвитие пуповиной, гипоксия, безводный период 16 часов, гипертонус. В 3 месяца диагноз невролога - СДВГ (адекватный ли в таком возрасте?). Прошли три курса массажа + микстура с бромом и валерианой.
Сел самостоятельно в 7 месяцев, не ползал, но пошёл без опоры в 9,5 мес. Рано начал переворачиваться, интересоваться игрушками. Сейчас очень любит рисовать, комментирует всё, что рисует(один из рисунков прикладываю), строить из конструктора. Играет в сюжетно-ролевые игры. Любит читать, петь песенки. Знает много стишков наизусть. Общее физическое развитие в норме.
Гулить начал около 1,5 месяцев, но вот лепетной речи практически не было - рано и помногу болезненно полезли зубы, и месяцев с 4 до 9-10 сын просто мычал и стонал.
Первое слово - "НАДО" - сказал в 9 месяцев. Дальше было дым, дай, пить, мама, папа, баба.
Предложениями заговорил резко в год и четыре - думаю, сказалась резкая смена обстановки (живём на Крайнем Севере, а на лето вывезли сына на Урал в частный дом с огородом).
Сейчас строит уже "взрослые" фразы типа "мама, Тёма не хочет кашу! Дай молочный суп", "Папа, погладь кошку и за ухом почеши", "Машина стоит. Дядя водитель пришёл топ-топ, ел на сиденье и крутит руль. И бип-бип делает".
Многие слова поначалу переиначивал. Например, были такие "ряды эволюции": "ба-бобус-автобус", "няньга-нына-машина", "ып-дып-джип", "ки-уки-тикли-мультик".
некоторые слова "обрезает" - говорит либо начальные, либо конечные слоги: бей-воробей, нона-ворона, дём-пойдём, медведь-дедедь или просто дедь, скорая помощь - тёняя тёмясь, зелёный - нёный, гулять-лять
В некоторых словах заменяет звуки - дом-бом, дым-бым, какать-какить, стул-кун. В последнее время когда волнуется, то начинает по многу раз повторять первое слово из фразы или первый слог: "мама-мама-мама-мама-мама, там машина едет!", "ко-ко-ко-кошка тёму цап!" (когда спокойно разговаривает, то такого нет, а вот когда торопится, то ощущение, что мысли бегут вперёд слов и он просто не успевает всё сказать). В такие моменты пытаюсь успокоить, переспрашиваю, правильно ли я поняла, прошу повторить ещё раз, но спокойно (правильно ли поступаю?)
Вообще, насколько я помню, меня маленькую тоже постоянно "тормозили" и просили говорить помедленнее - не "наследственное" ли? У невролога сейчас к ребёнку претензий нет, но переживаю именно за запинки и за проглатывание и замену звуков. Стоит ли уже сейчас обращаться за помощью, или это пройдёт с возрастом?
Спасибо Вам большое за ответ
К вопросу приложено фото
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте! Вы очень хорошая, внимательная мама, поэтому все у Вас будет хорошо! Если нужны упражнения на коррекцию звукопроизношения (хотя в интернете очень много информации, даже видеоуроки есть), я вышлю. Моя почта lada6161@mail.ru Насчет запинок-это говорит о неокрепшей нервной системе. Если придерживаться спокойного четкого распорядка дня, избегать стрессовых ситуаций, любой нагрузки на нервную систему-все постепенно наладится. Старайтесь внимательно слушать ребенка, если он хочет что-то сказать-значит, отложите дела и слушайте, тогда он будет уверен. что успеет все сказать, не будет торопиться и "проглатывать слова". Заикание и запинки по наследству не передаются, есть предрасположенность нервной системы. И Ваша задача эту предрасположенность предупредить. Судя по письму, Вы прекрасно общаетесь с ребенком, любите его, поэтому моя душа спокойна-Вы все сделаете, как надо! Удачи Вам!
К вопросу приложено фото