Проблема с 7-летним сыном

анонимно, женщина, 28 лет
Здравствуйте, ольга сергеевна. Пишу вам с мольбой о помощи, помогите пожалуйста, я совсем потеряла контроль над старшим сыном. Ему 7 лет, он первоклассник. Мальчик он у меня гипперактивный с самого рождения, в полтора года он пошел в детсад (ясли), в тот момент у меня родился младший сын (теперь ему 5). Вначале вроде было все спокойно, рос послушным мальчиком, очень смышленым, в три года уже решал легкие математические задачки. Но меня постоянно настораживала его нервозность, мог ни с того ни с сего закатить истерику, после чего также быстро успокаивался, еще настораживает то, что постоянно что-то грызет, будь-то игрушка любая, провода, пульт, ногти на руках, в общем все что попадется под руки. Начал плохо спать по ночам, иногда просывался от своего крика или плача, как будто чего очень сильно испугался.Тогда в три года мы впервые посетили столичного детского психолога, но врач никаких отклонений не обнаружила, выписала лишь успокоительные капли. Но никакого результата это не дало. Муж в то время думал, что это его избалованность, и воспитывал его физическим наказанием. Я как могла беседовала с ребенком, объясняла что хорошо, что плохо, говорила что он у меня самый лучший, и должен быть примером для младшего, а муж в то время мог его спокойно унизить и оскорбить, обозвать его, я знала, что этого делать нельзя, потому что ребенок потеряет саооценку, муж услышал меня и стал более спокойно реагировать на шалости ребенка. Самая главная проблема в том, что дома мой сын спокойный, вполне обыкновенный ребенок, но за пределами дома, становится вполне неуправляемым. В прошлом году у нас случилось несчастье - погиб мой муж. Это было огромным потрясением для нас всех, и старший сын как-то замкнулся немного в себе и спустя пару месяцев я его перестала узнавать. Мне почти каждый день звонила воспитатель из детсада с просьбами забрать его, потому что у него истерика и никто не в силах его успокоить. А срывался он по любому поводу, то другой ребенок на него не так посмотрит, то замечание ему кто-либо сделает, то ли нечаянно заденет его, он орал, будто бы его специально трогают и делают все назло... В первом классе все повторилось, учительница недавно сказала что каждое утро она со страхом идет в школу, боясь что мой сын что-нибудь опять выкинет в школе. Он часто срывает уроки, своими истериками. Когда идут в столовую, надо обязательно, чтобы ему первому дали суп, иначе это закончится плачевно. Я сперва была в шоке от этого всего услышанного, не могла узнать своего ребенка, почему он такой стал. А на все мои вопросы, всегда обвиняет других, говоря что его побили, обозвали и т.Д. Уже полгода посещаем психолога в поликлинике, врач говорит, что это недостаток внимания, таким образом сын пытается привлечь к себе внимание, давала конечно хорошие советы, но клянусь, ничего не меняется абсолютно. Я одинаково воспитываю обоих сыновей, каждый день говорю им что люблю их очень, целую несколько раз в день, и вот младший у меня абсолютно спокойный малыш, приветливый, отзывчивый, спокойный. Дома старший слушает меня, т.Е. Если обедать, то на кухне за столом, и он идет и спокойно садится и ест, прошу помочь сделать то либо то, он идет: "да, мам, хорошо"... Учится он прекрасно, читает хорошо, пишет, а математику щелкает как орешки, только вот в поведении один сплошной ад. Я неделю работаю, а неделю дома с детьми, поэтому не могу постоянно быть рядом с ними, когда работаю старший находится у свекрови, она конечно бегает перед ним, все подносит ему, я конечно говорю ей, что он уже самостоятельный и может к примеру сам сходит и налить себе стакан воды, а она делает все наоборот. Я ни в коем случае, не хочу винить свекровь в чем-либо, просто хочу как более подробно изложить вам все происходящее. У меня серце замирает, когда мой малыш так себя ведет, но это бывает не каждый день, иногда он очень веселый и довольный в школе, учительница его очень любит и обнимает его каждый день, давая понять ребенку, что в школе к нему хорошо относятся, но за считанную секунду он может сорваться и от прежнего спокойного мальчика не остается и следа... В такой момент он ничего не слышыт, и никого не слушает, может расскидать все содержимое пенала по всему классу, в порыве гнева ударить другого ребенка и даже нахамить взрослым. Недавно родительский комитет поставил вопрос об его переводе в другой класс, но я знаю, что проблему этим не решить и другом классе повториться все это, а может даже станет еще хуже - в другом коллективе, с чужими детьми и педагогами. Дома я его наказываю, лишая например компьютера на некоторое время, он вроде как боиться и немного спокойнее становится, обещает что будет послушный в школе и так больше делать не будет, причем сам ребенок вполне понимает, что вел себя неподобающе. Но настает новый день, а с ним повторяются все его проблемы. Помогите пожалуйста чем-нибудь, дайте какой-нибудь совет, как мне себя с ним вести, что делать? Куда обратится? Как донести до моего ребенка, что это не хорошо. Может стоит сделать чтобы боялся меня, тогда при присутствии страха он будет бояться совершать свои злодеяния, но это ведь тоже нехорошо. У меня уже руки опускаются, приходя со школы не могу подолгу придти в себя, и самое главное, что ребенок мой тоже страдает от этого и мучается. С нетерпением буду ждать каких либо советов. Спасибо за внимание.

Отвечает Поддъякова Ольга Сергеевна
психолог, психотерапевт
Здравствуйте. Я внимательно прочла Ваше письмо. Давайте по порядку. 1. Вы пишите: «Мальчик он у меня гиперактивный с самого рождения, в полтора года он пошел в детсад, в тот момент у меня родился младший сын (теперь ему 5). Вначале вроде было все спокойно, рос послушным мальчиком, очень смышленым, в три года уже решал легкие математические задачки. Но меня постоянно настораживала его нервозность…». Итак, гиперактивный малыш с повышенной нервозностью, обусловленной не только некоторой несбалансированностью нервной системы (гиперактивность), но и стрессом из-за рождения младшего братика. Очень часто, когда разница в возрасте детей не очень велика, первенец испытывает определенный эмоциональный стресс, который может вылиться в нервозность, капризность, грызение ногтей и все особенности поведения, которые Вы описываете. И это, повторюсь, нормальная реакция. 2. «Тогда в три года мы впервые посетили столичного детского психолога, но врач никаких отклонений не обнаружила, выписала лишь успокоительные капли». Здесь неясно: психологи препараты не прописывают. Возможно, Вы были у врача-невролога. И я бы настоятельно рекомендовала Вам продолжать наблюдение мальчика у детского невролога. 3. Вы пишите: «В прошлом году у нас случилось несчастье - погиб мой муж. Это было огромным потрясением для нас всех, и старший сын как-то замкнулся немного в себе и спустя пару месяцев я его перестала узнавать». Из этого следует, что сегодняшние проблемы в поведении могут являться следствием психотравмирующей ситуации, связанной с потерей папы, наложенной на существовавшую до этого нервозность, эмоциональную неустойчивость мальчика. 4. Возможно, что эта нагрузка на нервную систему ребенка стала чрезмерной. И его поведение может быть объяснено сильным эмоциональным напряжением, сильным стрессом, когда любая мелочь вызывает аффективную реакцию: «В такой момент он ничего не слышит, и никого не слушает, может раскидать все содержимое пенала по всему классу, в порыве гнева ударить другого ребенка». 5. Вы пишите: «Уже полгода посещаем психолога в поликлинике, врач говорит, что это недостаток внимания, таким образом сын пытается привлечь к себе внимание, давала конечно хорошие советы, но клянусь, ничего не меняется абсолютно». Советы здесь не помогут, ребенку нужна детская психотерапия (на основе игровой терапии, арт-терапии, песочной терапии). Я не уверена, что психолог в поликлинике этим занимается (тем более, что Вы пишите, что это «врач»). Здесь опять неясно, к какому же специалисту Вы ходите эти полгода. 6. Вы пишите: «Может, стоит сделать, чтобы боялся меня, тогда при присутствии страха он будет бояться совершать свои злодеяния, но это ведь тоже нехорошо». Я Вам категорически не советую использовать страх перед Вами в качестве средства для воздействия на ребенка. Вы можете потерять контакт с ребенком, и это будет для него катастрофой. Ваша поддержка необходима ему как воздух. 7. Итак, что делать: 1. найти хорошего детского невролога, который обследует мальчика и примет решение относительно необходимости поддерживающей медикаментозной терапии. 2. найти детского психолога, который занимается детской психотерапией (занимается с ребенком проработкой его психотравм). 3. Вам хорошо бы самой походить к психологу – возможно, что потеря мужа сказывается и на Вашем эмоциональном состоянии, и Ваш сын может быть чувствителен к этой ситуации.

Консультация психотерапевта на тему «Проблема с 7-летним сыном»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 10 марта 2015
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.