Консультации / Психология и психиатрия

Адаптация в детском саду

Добрый день! Сыну Егору на сегодняшний день 2 г 10 мес. С сентября (2 г 6 мес) он "ходит" в дет.сад на кратковременное пребывание (с 9 до 12) в среднюю группу (детки 4 лет). Скажу, что в дет.сад ребенок собирался все лето. Конечно, он еще не представлял, что это такое, хотя я его готовила и рассказывала, что там много деток, с которыми играет и занимается воспитательница. Егор с удовольствием играл во дворе с детками своего возраста. С интересом наблюдал за ролевыми играми деток постарше, пытался принимать в них участие. Проходя мимо детского сада, он спрашивал, когда он пойдет в садик, наблюдал за гуляющими детками. В сентябре в сад он отходил 4 дня. Ходил без истерик, с удовольствием, рассказывал, чем занимались. На третий день Егор забежал в группу, схватил пластмассовую машинку и тут же сломал ее. Я еще не успела уйти, слышала, как воспитательница отчитала Егора, в качестве наказания посадила его на стульчик, и выбежала ко мне с машинкой в руках и с возмущениями, что ребенок за три минуты в группе сломал машинку. Я спокойно ответила, что куплю новую. Я не ушла, еще несколько минут наблюдала в дверную щель за сыном. Он не кричал, не плакал, спокойно сидел на стульчике, смотрел, как играют другие дети, они вместе с воспитательницей строили дорогу из кубиков. Не знаю, сколько это продолжалось, я ушла, посчитав, что не нужно вмешиваться. Теперь очень сильно об этом жалею... Когда я пришла за сыном и спросила у воспитательницы как прошел день, она ответила "все нормально", Егор рассказал, что рисовали овощи, внешне все действительно выглядело нормально. На следующий день (пятница) ребенок спокойно пошел в группу, воспитатель был другой, забрала я его с насморком, но в хорошем настроении. Неделю, мы посидели дома, в пятницу взяли справку у педиатра, я сказала сыну, что в понедельник мы пойдем в садик к деткам. Ночью открылся страшный кашель, поднялась температура - правосторонняя пневмония, мы засели дома. В сад мы пошли в ноябре, но уже с криками и истериками. Егор отказывался идти, мне приходилось нести его на руках. Его единственный довод: "Мне там не нравится, там много народа!" Все эти дни с утра работала вторая воспитательница (Т.В.). Я с уговорами переодевала Егора, стараясь сделать это побыстрее, Т.В. забирала его в группу, закрывала дверь и он тут же успокаивался. Пока я складывала вещи, криков и плача не было. Через окно я видела, как Егор пытается внедриться в общую игру. Но когда я приходила за ним, он бежал ко мне опять со слезами: "Я тебя везде искал, я плакал" Т.В. убеждала меня, что все было спокойно, что он не плакал, единственная проблема - Егор не усидчивый, убегает с занятий. Это действительно так. Мальчик у меня очень активный, суетливый, тяжело принимающий новые правила. Мы ходили с ним в развивающую школу, он очень часто терял интерес к занятию, и мне приходилось вытаскивать его из игровой и привлекать к занятию. В последние два дня Егор плакал только по дороге в сад, переодевался и шел в группу спокойно, но когда я его забирала плакал и говорил, что ему в саду не нравится. В сад мы отходили 6 дней, Егор заболел. Дома решили, что к мысли о саде нужно приучать. Пока лечились дома, я и бабушка говорили ему, что надо лечиться, чтобы поскорее вернуться в садик, что его ждут детки, что скоро Новый год и в дет.сад приходит Дед Мороз. Насморком и в этот раз не обошлось, мы попали в больницу с двусторонним отитом и гайморитом. После выписки из больницы мы собрались в садик, но вечером начался насморк, ночью ребенок жаловался на ухо. Вот тут я забила тревогу и начала анализировать наш "детсадовский" период. Может ли ребенок настолько сопротивляться детскому саду, что разговор о нем приводит к болезни? Есть ли какие-то методики выявления причин такого отношения? Как помочь ребенку? В этот же сад Егор должен пойти на полный день в этом году. Отказаться от детского сада я не могу. Дочери в марте исполнится полтора года, мне нужно выходить на работу. Живем с моей мамой, но она не сможет оставаться с двумя детьми. Нанять няню тоже не могу, мама не сможет постоянно находиться дома с чужим человеком. Детский сад нам нужен, но я не хочу рисковать здоровьем ребенка. Наверняка ему можно как-то помочь адаптироваться!? Подскажите, пожалуйста! В новогодние праздники обнаружила другие проблемы в поведении ребенка. Егор стал бояться внимания чужих людей: стоит кому-нибудь с ним заговорить или просто обратить на него внимание, он забивается ко мне в ноги или кидается на шею и прячется. Раньше такого не было, он всегда был общительным мальчиком. Ходили на утренники в Филармонию, Егор не пошел играть с детьми, не пошел в хоровод - "Там много народу!" На утреннике в тесном кругу от моей работы детки сидели на креслах по периметру зала, со своего места Егор играл, выкрикивал, вел себя активно, когда ведущие звали детей играть, он вскакивал и бежал в круг, но как только видел толпу уже собравшихся ребят, бежал обратно и замыкался в себе. Может быть и тут причина в дет.саду? Или это возрастное? Вопрос все тот же: как помочь ребенку?
Здравствуйте, Екатерина. Я внимательно прочла Ваше письмо. Вы спрашиваете: «Может ли ребенок настолько сопротивляться детскому саду, что разговор о нем приводит к болезни?» Да, может. Очень часто маленькие дети начинают болеть в первый год посещения детского сада. Этому есть, по крайней мере, две причины: увеличение количества инфекций, с которыми контактирует ребенок в детском саду (по сравнению с домашними условиями), и снижение иммунитета ребенка из-за роста эмоционального напряжения в процессе адаптации к саду. Вы спрашиваете: «Есть ли какие-то методики выявления причин такого отношения?» Причины подобной ситуации я указала выше. Основная причина – в трудностях процесса адаптации к детскому саду, когда рост тревоги малыша и рост тревоги родителей приводит к трудностям ребенка в поведении и росту нервозности членов семьи. Все, что Вы описываете в поведении Вашего сынишки в детском саду – это возрастные трудности, которые должны пройти со временем. Давайте обсудим максимально комфортные условия адаптации: 1. Дайте мальчику с собой в детский сад какую-нибудь домашнюю игрушку или вещь (например, расческу, машинку, мягкую игрушку и пр). Предложите ему положить эту вещицу в кармашек или в ящичек с одеждой для того, чтобы он мог в течение дня смотреть на эту вещь, брать ее в руки и вспоминать дом, Вас, думать о том, что Вы скоро его заберете. Если игрушка является очень любимой, то не надо брать ее в детский сад, потому что с ней там может что-то случиться: потеряется, возьмет другой ребенок и пр. Предложите сыну самому выбрать ту вещь или игрушку, которая будет напоминать дом. 2. Придумайте вместе с ним ритуал расставания в детском саду: например, он немного посидит у Вас на коленях, Вы его поцелуете, пожелаете хорошего дня и после этого уходите. 3.Описывайте сыну те события, которые случатся до Вашего прихода. Например: «Сначала ты погуляешь вместе с другими детьми, потом пообедаешь, потом немного поспишь, и я приду». 4. Старайтесь не вводить ребенка в заблуждение: если Вы пообещали забрать после сна, то выполните Ваше обещание. 5. Не уходите от ребенка из детского сада незаметно, когда он еще не простился с Вами, когда не выполнен ритуал прощания. 6. Внутренне пытайтесь успокоить себя, повторяя себе: «слезы ребенка, его негативное отношение к детскому саду - это нормальная адаптация к социуму. Все, что с ним происходит – это нормально, он это перерастет, он с этим справится». 7. Почитайте мою статью http://www.poddyakova.ru/pomos-detam. Там есть несколько важных моментов, связанных с тем, как способствовать хорошему эмоциональному самочувствию детей. 9. Вы пишите: «Егор не усидчивый, убегает с занятий. Мальчик у меня очень активный, суетливый, тяжело принимающий новые правила». Я рекомендую Вам с сыном посетить очную консультацию детского психолога и невролога для того, чтобы получить рекомендации о занятиях и уходе за гиперактивным ребенком (если его активность действительно чрезмерна).
Консультация психотерапевта на тему «Адаптация в детском саду» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 10 января 2014
О консультанте