Услышать интернет: как создается доступная среда для незрячих

В России более 20 миллионов человек имеют проблемы со зрением. Из них более 500 тысяч — слабовидящие или тотально незрячие люди. Как их потребности учитывают компании, создающие сайты и приложения? Об этом мы поговорили с Павлом Попко — незрячим экспертом по цифровой доступности Сбербанка.
1
О чем вообще речь? О «версии для слабовидящих»?

Не совсем. По факту версия для слабовидящих — это урезанный вариант основного сайта с некими адаптивными функциями. Такой подход себя не оправдывает: информация на сайте, как правило, постоянно обновляется, значит, нужно обновлять и постоянно устаревающую «версию для слабовидящих». А это невыгодно.

Сейчас большинство крупных бизнесов выбирает универсальный дизайн, который сразу учитывает потребности максимально большого количества людей: тех, у кого проблемы со зрением, со слухом, с мобильностью и так далее.

2
А зачем адаптировать сайты для незрячих?

Для незрячего человека неадаптированный сайт — это закрытый для него сайт. Он не сможет сделать заказ в интернете, перевести деньги в онлайн-банке или связаться со службой поддержки в чате. Для этих в общем-то рутинных действий ему придется давать кому-то доступ к своим аккаунтам и счетам. В случае с банковскими операциями это не просто неудобно, но и банально опасно — по понятным причинам. Между тем незрячих людей, которые хотели бы пользоваться онлайн-банкингом, не тысячи и даже не десятки тысяч — гораздо больше.

«У нас сейчас порядка пятисот тысяч потенциальных незрячих пользователей, — рассказывает Павел Попко. — Мы не можем оставить их без поддержки, тем более что современные технологии позволяют это сделать. Да, это дополнительная задача для программистов, но это очень важная задача».

 

3
Как незрячие люди пользуются сайтом, ведь его все равно нужно видеть?

Для незрячих людей единственная возможность пользоваться ноутбуками, планшетами и смартфонами — это использование скринридеров. Скринридер (от англ. screen — экран и read — читать)— это специальная программа, которая голосом зачитывает человеку все, что отображено на экране его компьютера, планшета или смартфона. С помощью «голоса» скринридера пользователь «слушает» сайт.

Звучит понятно, но в реальности скринридер сам по себе не делает цифровой мир доступным для незрячих. Нужно чтобы сайты и приложения были адаптированы с учетом специфики работы этой программы.

4
Что вообще означает «адаптированный» сайт?

Если вы заходите с помощью скринридера на обычный — неадаптированный — сайт, то голос начинает зачитывать вам все подряд: заголовки в меню, надписи под баннерами, новости… В результате для того, чтобы добраться до нужной строки или опции, может уйти много времени. Адаптированный же сайт позволяет быстро перемещаться по разделам сайта и переходить сразу к интересующей информации. Для этого используются «горячие клавиши». 

Так можно не только «прослушивать» разные элементы, но и работать с текстом. Допустим, незрячий человек хочет узнать подробности банковского перевода. Сначала он с помощью скринридера переходит к нужному переводу, а затем выбирает, как слушать текст: по словам с самого начала, пропустить абзац и начать со следующего, или даже по символам — если, например, нужно уточнить контрагента, который перевел человеку деньги.

5
Как незрячие люди узнают и находят «горячие клавиши»?
«Мы мысленно представляем, где какой раздел сайта или приложения находится, какие сервисы доступны с главной страницы — говорит Павел Попко. — То есть ориентируемся по памяти».

Дело в том, что, начиная пользоваться компьютером или телефоном, люди с проблемами по зрению обычно проходят обучение: запоминают горячие клавиши, разные кнопки, а также — какие жесты на смартфоне нужны для каких действий. В рамках одной операционной системы эти жесты и кнопки стандартные — и это как раз учитывают разработчики адаптивных сайтов и приложений.

6
Наверное, запустить адаптированный для незрячих сайт сложнее и дороже, чем обычный?

Нет, при создании сайта с нуля никаких сверхнагрузок на команду не требуется. Более того, если разработчик просто внимательно пишет код, без упрощений и спешки, строго следует гайдлайнам, маркирует все заголовки, то сайт без каких-либо дополнительных усилий как минимум на 80% будет доступен. А вот если сайт уже существует, то его адаптация для незрячих может оказаться сложным и долгим делом.

«Мы много думали о том, как сделать разработку эффективнее, — говорит Павел Попко. — Программисту самому крайне сложно оценить качество своей работы с точки зрения доступности. Это делаем мы, незрячие эксперты. Но правок с нашей стороны могут быть тысячи, и на проверку и доработку уйдут годы. В итоге мы внедрили автоматизированное тестирование с помощью специальной программы. А к нам на тестирование попадают уже более крупные куски. За счет такого подхода работа очень ускорилась».

 

7
То есть один раз сделали — и дальше все работает само?

Не совсем, есть еще один нюанс, с которым сталкиваются разработчики. Речь идет о сохранении доступности. Дело в том, что сайты и приложения, как правило, продолжают обновляться, а это значит, что в какой-то момент для незрячих они вновь станут неудобными.

Это критично. Незрячие люди опасаются лишний раз обновлять программы и приложения, ведь если там что-то изменилось — им снова придется учить и запоминать. Чтобы эта проблема не возникала, специалисты тестируют каждый релиз мобильного приложения на доступность. Так же планируется поступать и с веб-версией.

8
А незрячему доступны лишь отдельные операции?

На сегодняшний день новый дизайн веб-версии личного кабинета Сбербанк Онлайн практически полностью адаптирован для незрячих пользователей. Доступны все основные операции. Кстати, дизайн теперь такой же, как у мобильного приложения — благодаря этому всем пользователям, в том числе незрячим, удобно использовать оба ресурса. До конца года специалисты планируют перевести все операции на новый дизайн. Его уже можно включить, нажав соответствующую кнопку в верхней части страницы. Мобильное приложение Сбербанк Онлайн доступно уже давно и занимает лидирующие позиции по доступности в рейтинге ЦБ РФ.

«Если мы посмотрим на мировые тренды, то увидим, что во многих странах уже на законодательном уровне прописываются требования о доступности сайтов и приложений для незрячих, — говорит Павел Попко. — Российский же ГОСТ, который описывает подобные нормы, пока носит лишь рекомендательный характер. Но нам нравится идти в ногу со временем и задавать тренды. То, что делает Сбербанк, можно назвать прорывом в российском сегменте интернета».

Мы надеемся, что в ближайшем будущем такой подход к сайтам станет нормой. Ведь если все сервисы будут создаваться с оглядкой на людей с особенными потребностями (и речь, конечно, не только о незрячих), то когда-нибудь интернет станет по-настоящему доступной средой.