Речевые проблемв
Дарья Морозько, Женщина, 29 лет
Сын начал говорить полностью слова с 2,5 лет. К трем годам прогресс пошел. Теперь он говорит фразами, слова выговаривает более или менее четко. Есть, конечно проблемы с произношением сложных слов, но незначительные. Может прокомментировать ситуацию. Например, положит игрушку курицы рядом со спящим котом и говорит котик и курочка спят, или когда хочет покататься на велосипеде говорит поехали кататься на лесипеде. Или когда хочет собрать пазл, говорит давай соберем пазл, мама, с тобой. На конкретные вопросы отвечает. На абстрактные с трудом. Например когда спросишь котик красивый?, сын промолчит. Хотя знает понятие "красивый", и в своей речи его употребляет. Например на лиловые мамины туфли, говорит красивые, или на свои новые штаны, тоже с восторгом говорит, что красивые. А если спросишь какого котик цвета? ответит коричневого цвета. На вопрос как тебя зовут? Или как зовут маму или папу. Категорически отказывается отвечать. Хотя имена он знает. И раньше, когда только выучил имена, с радостью отвечал. А потом ему надоело, наверное. Но незнакомому человеку он ответит. Но не с первого раза, т.к. очень стесняется и побаивается. "Нет" отвечает всегда четко. "Да" не всегда. Иногда отвечает словом из вопроса. Например, на вопрос будешь йогурт. Он может ответить в двух вариантах. Если сильно хочет, то ответит "да". Если не сильно, то ответит - "йогурт", что тоже означает согласие. Больше всего меня волнует то что он часто цитирует мультики или сказки. Т.е. когда с ним не разговариваешь или когда он ничем особо не увлечен, начинается цитирование. Это началось после того, как у него начало получаться говорить. Если с ним говоришь, или он на чем-то сконцентрирован он не делает этого. Может разыгрывать сценки из мультика со своими игрушками. Мне кажется, он немного зациклен на этом.
Сейчас сыну 3 года и 3 месяца.
Он цитирует только то, что ему очень нравится.
Есть ещё нюанс. Когда он хочет пить, говорит "хочешь пить" а не "хочу пить". Т.е. он выучил фразу, которой его спрашивают. И произносит ее только без вопросительной интонации. Но в то же время может строить предложения самостоятельно. Типа конь и коровка кушают травку. Вот наш диалог:
-Что Миша делает?
-Катается на лесипеде?
-А велосипед какой?
-Зененого цвета.
Он знает цифры, весь алфавит, цвета, формы, животных, овощи, фрукты и т.д.
Но вот эти проявления эхолалии меня беспокоят. Когда я ему говорю, мол не надо рассказывать постоянно про мультики. Он помолчит помолчит, потом ему становится скучно и опять начинает декламировать. Стоит ли его в этом ограничивать? Или это тоже определенный этап развития? И пусть себе болтает.
Или может я зря волнуюсь, он ведь только недавно начал говорить и таким способом осваивает речь.
В общем, я в каком-то смятении. Не могу понять, норма это или нет.
Отвечает Горохова Ирина Алексеевна
логопед-дефектолог
Здравствуйте. Очень похоже на эхолалии. Я сходила к неврологу и логопеду на прием. Со слов сложно суть. Лучше слышать и видеть ребенка в живую,чтобы точно определить проблему. Проблемы ест. Но надо учитывать возраст ребенка и особенности его развития. Поэтому рекомендую посетить специалистов.