Консультации / Логопедия

Заикание

Моему ребенку (мальчику) сейчас 3,5 годика. Вот где то в последние 2 месяца я начала замечать, что у меня ребенок начал заикаться, сначала я этому не предавала значения, думала он просто по несколько раз повторяет одно и то же слово, но вот уже недели 2-3 как я понела, что у меня ребенок начал заикаться, и это стало еще более выраженным и частым.Он одно слово может повторять до 7-8 раз или первый слог слово, а потом только вы говорить дальше все слово. И еще, вообще, он у нас, как я считаю, на свой возраст очень плохо разговаривает, говорит первые склады слов... Как бы вы могли это откоментировать,что бы вы могли посоветовать и проконсультировать? За ранние благодарна!
Здравствуйте. Заикание – это нарушение темпа и ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще всего заикание возникает в детском возрасте на фоне раннего психического и речевого развития. У ребенка наблюдается эмоциональная неустойчивость, ослабленный, неврологические изменения. Традиционно с заиканием борются психоневролог и логопед. В работе с детьми дошкольного возраста возникает много трудностей. Иногда достаточно сложно ребенку объяснить, как владеть правильно своей речью, как правильно дышать. Самыми частыми приемами в преодолении заикания являются отвлечение внимания, методы расслабления и гипноз. Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмичными движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи. При подобном подходе достигается ощутимый эффект. Весьма желательно привлечь к лечению детей психолога, который с учетом характерологических особенностей научит поведению в разных жизненных ситуациях. Многие логопеды используют распевание, когда ребенок или взрослый поет, запинки в речи исчезают. Родители не должны забывать, что спокойная семейная обстановка, разумный режим, здравый смысл относительно требований к учебе ребенка гораздо важнее, чем экзотические методы лечения. Малышу нужно укрепить нервную систему и создать благоприятный фон для психотерапии и логопедических занятий, поэтому ему назначают успокаивающие препараты. Психолог убедит ребенка, что он может говорить правильно, без заикания. Обязательно после каждого удачно сказанного слова малыша нужно похвалить. Работа с логопедом должна быть регулярной и длится приблизительно 8-9 месяцев. Основная цель – научить ребенка правильно говорить. Логопед начинает с простого (малыш произносит легкие слова, с которыми у него не возникают трудности) и заканчивает самыми трудными. На занятиях ребенка учат говорить плавно, не спеша. Очень важно, чтобы он научился правильно дышать. Для этого используют специальные дыхательные упражнения. Чтобы малышу было легче и веселее осваивать «речь без запинки» , существует система разнообразных музыкальных игр (это называется логопедической ритмикой) . Дети двигаются и разговаривают под музыку (хороводы, инсценировки любимых сказок, пальчиковые игры под музыку и т. д. ). Нужно пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил: 1.Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время. 2.Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми. 3.Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка. 4.Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы. 5.Малыша с логоневрозом не нужно постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей. Медикаментозное Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь. Массаж Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют: •Поглаживание. •Разминание. •Растирание. •Поколачивание или вибрацию. Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют. Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу. Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста. Упражнения: При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения. •Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз. •Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую. •Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо. •Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию. Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы. Оберегайте ребенка от психических и физических травм. Больше общайтесь с ним. Если Вы задали ему вопрос, не требуйте от него моментального ответа, не торопите его, дайте человеку подумать.
Консультация врача логопеда на тему «Заикание» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 9 февраля 2017
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия