Общество и государство,

Законодательный прорыв: люди с ВИЧ смогут усыновлять детей

ВИЧ-положительные россияне после 10-летней борьбы добились разрешения на усыновление. Почти.

Людям с диагнозом «ВИЧ-инфекция» разрешат усыновлять детей. Еще недавно сама мысль об этом казалось невозможной — по крайней мере, с точки зрения законодателей.

Однако в прошлом году Правительство сделало шаг вперед и разрешило ВИЧ-положительным усыновлять детей, и так живущих в семье: например, от первого брака мужа или жены. Теперь же Минздрав опубликовал проект Постановления, который существенно корректирует перечень инфекционных заболеваний, при которых нельзя усыновлять детей.

 Рожать детей людям с ВИЧ можно, усыновлять — нельзя. Сейчас органы опеки и суды при вынесении решений опираются на «Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью». Про инфекционные заболевания там сказано категорично: противопоказанием для усыновления являются «инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией».

Но для пациентов с ВИЧ диспансерное наблюдение — пожизненное, оно не может прекратиться. При этом ВИЧ не передается в быту, а при современном лечении вирус даже не определяется в крови. Но получается, что на этот диагноз распространяются те же ограничения и требования, что и на туберкулез. А основной аргумент, который всегда слышат потенциальные усыновители с ВИЧ: «Вдруг вы завтра умрете?»

Смотрите в нашей галерее, как нельзя заразиться ВИЧ:

«Детям с ВИЧ лучше жить с родителями с ВИЧ»

Екатерина и Антон из Симферополя стоят на учете в СПИД-Центре очень давно. Они принимают необходимые лекарства, родили здорового сына без ВИЧ. И однажды пара задумалась об усыновлении.

— Это был 2014 год, — рассказывает Екатерина. — И всю процедуру мы проходили, когда Симферополь переходил под юрисдикцию России. Мы отправились в опеку и сказали прямо: «У нас ВИЧ, хотим усыновить, можно ребенка с ВИЧ, с гепатитами, нам все равно».

Я вообще считаю: детям с ВИЧ будет лучше жить с родителями с ВИЧ. Так они будут видеть, что если принимать лекарства и следить за показателями здоровья, то все будет хорошо, и жизнь не будет отличаться от жизни других семей.

— И вот мы в опеке все это объяснили, а нам ответили: «Давайте!». На тот момент никто ничего не знал, специалисты менялись, никто не понимал, по каким законам мы теперь живем. Если бы у нас не было твердой надежды, мы бы не пошли в опеку! А тут еще и сказали, что есть возможность. Нам на тот момент очень хотелось это услышать… 

Пара собрала весь пакет документов, прошла Школу приемных родителей. И начала ждать.

— Мы надеялись, что ответ будет положительным, — говорит Екатерина. — Нам позволили пройти столько этапов, что мы верили — пройдем и этот. Ну и потом нам позвонили и ответили: «Вы не можете быть усыновителями, у вас ВИЧ». Готовы ли мы сейчас пройти через все еще раз? Не знаю. Но это очень актуально для многих! Конечно, люди с ВИЧ могут родить своих детей, как и все. Но мы не можем усыновить, как все. А за детьми с ВИЧ очередь не стоит…

Кто может стать усыновителем?

Проект нового Постановления учитывает заявление Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу и Международной организации по миграции, в котором сказано, что «наличие у лица ВИЧ-инфекции не должно рассматриваться в качестве создающего угрозу для здоровья населения, поскольку вирус иммунодефицита человека передается не в результате присутствия инфицированного лица в стране или при случайном контакте через воздух либо общие носители, такие как еда или вода, а через конкретные контакты, которые почти всегда являются частными».

Поэтому теперь ограничением на усыновление будет «нахождение на диспансерном наблюдении у врача-инфекциониста менее одного года, определяемая вирусная нагрузка, уровень CD4+ лимфоцитов менее 350 клеток/мл». То есть если человек лечится уже несколько лет, у него высокий иммунитет и неопределяемая вирусная нагрузка, он может стать усыновителем. Чтобы добиться этого, НКО и активистам потребовалось 10 лет.

— Около 10 лет общественные организации, активисты и люди, живущие с ВИЧ, писали жалобы в Минздрав и Правительство РФ о нарушении прав ВИЧ-положительных людей из-за того, что они не могут усыновить, удочерить или взять под опеку ребенка, — говорит директор Ассоциации «Е.В.А.» Юлия Годунова. — Еще в 2013 году мы получили разъяснения Министерства здравоохранения о том, что в случае соблюдения людьми режима лечения ВИЧ не является препятствием. Но эти данные до сих пор не были отражены в законодательстве.

К сожалению, все еще существует мнение, будто люди с ВИЧ должны доказать, что они могут быть родителями. И это могло стать препятствием в принятии изменений на законодательном уровне.

Если говорить о новом проекте Постановления, то Ассоциация «Е.В.А.» согласна с критерием, что у человека с ВИЧ, планирующего стать опекуном или усыновителем, должна быть неопределяемая вирусная нагрузка. «Это доказывает, что пациент добросовестно следит за своим здоровьем. Но мы считаем чрезмерным критерий “уровень CD4+ лимфоцитов менее 350 клеток/мл”, поскольку лечение не всегда начинается на ранних стадиях, и у некоторых людей этот уровень может оставаться на отметке “менее 350 клеток” на протяжении всей жизни», — объясняет Юлия Годунова.

Сейчас проект ожидает общественного обсуждения и экспертизы.

Читайте также:

Второй в мире излечившийся от ВИЧ пациент рассказал о себе

В Нью-Йорке препарат от ВИЧ помог пациентам с COVID-19

Дудь забыл упомянуть: как живут подростки с ВИЧ-инфекцией

Смотрите наши видео:

Контент недоступен

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.