Наука и практика, , Аргументы и факты

В воде все равны. Московский дайвер учит нырять тех, кто не может ходить

Погружение с аквалангом — экстремальный спорт, но не только. Для людей с инвалидностью это еще один способ познать себя, свое тело, свои границы и свои возможности. А двигаться под водой можно даже без рук и ног.
Pixabay.com / CC0

Одна лестница, вторая, третья. Коляску Владимира Веселова поддерживают инструкторы — редкий бассейн в Москве оснащен пандусами. В раздевалке ему помогают надеть гидрокостюм и снаряжение. Затем еще один подъем по лестнице — и вот оно, погружение. Для людей с инвалидностью дайвинг — это и одновременно и страх, и свобода. Когда учишься, преобладает первый. Когда получается — приходит время второй.

«Теперь я знаю, что могу больше» — говорит контент-менеджер Владимир Веселов. 15 июля он начал заниматься дайвингом в бассейне. В августе попробовал открытую воду — погрузился в Щелковский карьер, темный, холодный и непростой даже для профессионалов.

Теперь колясочник Веселов собирается поехать в Египет, сдать экзамен и стать сертифицированным дайвером. После этого стал задумываться и о прыжке с парашютом.

У Евгении Ромашевой легкая форма ДЦП. Она ходит, плавает, но ограничения по здоровью были в ее жизни всегда. «Я давно увлекалась дайвингом, но в теории, — объясняет Евгения. — Для меня сделать первый шаг было сложно в силу физических нюансов. Люди не понимают, в чём проблема: берёшь баллоны и вперёд. И до встречи с моими инструкторами, мне было сложно именно обсуждать с кем-то вот эти моменты, особенности моего тела».

В первую встречу с инструкторами Евгения говорила о своих возможностях. Вместе думали, как обойти трудности, которые будут, без них никак. Например, поддув компенсаторов плавучести нужно делать левой рукой, иначе ты давишь себе на шею. Но Евгения так не могла, ее левая рука слабее правой. Вместе с инструктором Евгения долго училась работать левой — и сейчас, если не волноваться, у нее получается.

«Вначале было страшно. Все равно в воде может случиться все, что угодно. Я боялась, что в панике не сориентируюсь и не смогу все сделать правильно, — вспоминает Евгения. — Занятию к четвертому стало полегче. А занятии на пятом я так увлеклась, что уплыла от своего инструктора. Оказалось, он вышел на поверхность, мне по баллону начали стучать и спрашивать: «А где твой бади (партнер в дайвинге, прим.ред.)? За это мне было «атата», потому что у нас партнерство».

Дайверы ныряют в парах из соображений безопасности. Если закончился воздух, твой запас — у партнера. Когда Евгения поедет в Хургаду, сдаст экзамен и станет сертифицированным дайвером, ее напарником может быть уже не инструктор, а любой другой человек. Сейчас дайвингу учатся мама и молодой человек Евгении. В дальнейшем она сможет нырять с ними. «Мама уже в секте, зависимость с первого раза» — шутит Евгения.

«Это и есть то самое равенство возможностей, которое дайвинг предоставляет. Если Женя выполняет все требования обучения и уверенно себя чувствует под водой, она также может под водой помочь и другому дайверу, как и он мог бы помочь ей в случае необходимости» — объясняет Дмитрий Князев, автор проекта и человек, который сделал погружение Владимира и Евгении возможным.

«Это то, что мы можем делать вместе»

Дмитрий Князев — инструктор по дайвингу для людей с инвалидностью. Он работал в Египте, Израиле, Греции и не только. «Видите, на моей футболке логотип английской благотворительной организации. Я сотрудничаю с ними как волонтер. Там обучают дайвингу людей, потерявших ноги, руки из-за ранений. И однорукие погружаются. И без ног. Люди, которых я там встретил, меня вдохновили, — рассказывает Дмитрий. Раньше он жил в Хургаде. Сейчас, чтобы отдать детей в русские школы, вернулся в Москву и пытается делать тоже самое здесь.

Как-то Дмитрий узнал, что в мире есть дайверы без рук и ног. Всего 5 человек — в Бразилии, Британии, США и Франции. Князеву стало интересно найти того, кто готов стать таким в России. Искал долго, желающих не было. Потом случайно узнал историю Дмитрия Павленко.

Во время загрузки произошла ошибка.

Павленко потерял руки и ноги во время службы в армии: на учениях у него в рукаве запуталась и взорвалась граната. Военные отрицали свою вину и отказывали в компенсациях. Про судьбу Дмитрия написала Анна Политковская. После статьи Павленко забросали сочувственными письмами, предложениями помочь. С одной из написавших девушек у Павленко завязались отношения. Дмитрий и Ольга поженились, сейчас растят дочь и сына.

В 38 лет Павленко написал Дмитрий Князев, предложил попробовать погружаться. К тому моменту Павленко последний раз плавал еще до взрыва, 19 лет назад. Но он думал недолго, ответил да.

На первое погружение Дмитрий приехал с женой. «Я посоветовал и его жене Ольге взять купальник, тоже попробовать. И она сказала: а ведь это то, что мы сможем делать вместе! — вспоминает Дмитрий Князев. — Они обучались вдвоем.

Ольга прошла долгий путь, несколько ступеней — и стала сертифицированным помощником дайвера с инвалидностью.

Это отдельное направление. Теперь они могут нырять вместе, без инструктора».

В июне 2018-го Павленко установил мировой рекорд. Человек без рук и ног в открытом море погрузился на глубину 40 метров. Дмитрий действовал без помощников. Помощник «провожал» его до глубины 3 метра. Потом на этом же уровне встречал. У поверхности волны и качка, и человека без рук и ног могло элементарно унести. На глубине Павленко все делал сам.

2 октября Павленко и Князев летят в Италию, чтобы получить еще один интересный для них опыт. Дайвер без рук и ног будет без помощников погружаться в самый глубокий бассейн мира: 42 метра, внутри переходы и арки, стены прозрачные — зрители могут наблюдать за погружением со стороны.

Pixabay.com / CC0

Правило трех «да»

В феврале этого года Дмитрий Князев запустил проект с реабилитационным центром «Преодоление». В начале зимы ему написали сотрудники центра и предложили обучить их пациентов дайвингу. Дмитрий согласился и вышел со встречным предложением: обучать будет и пациентов, и врачей. «Если мы говорим о равенстве возможностей, мне бы хотелось, чтобы в одной группе обучались люди и с ограничениями физическими, и без ограничений. И они все готовились бы по одной программе» — объясняет Дмитрий. Так в команде оказались Евгения, Владимир, еще 5 людей с инвалидностью, два врача. Но нужны были помощники.

«Без волонтеров никак, вы сами видите, — говорит Князев. — Я бросил клич в фейсбуке, разместил объявление на дайверском форуме, и люди откликнулись. Так у нас стало 9 человек студентов и 9 человек инструкторов… Да, на 9 студентов, из которых семеро — инвалиды, действительно нужны такие ресурсы. Трое — колясочники, их нужно носить. Вот вы сейчас видели, какой мы прошли маршрут, как мы несли коляску с Владимиром».

Крутые лестницы — почти во всех бассейнах Москвы и Подмосковья. Пандусов нет почти нигде. Поэтому постоянно требуется помощь и сильные руки.

Программа состояла из теории (правил безопасности под водой), практикума в бассейне, погружения в открытой воде. Из 9 желающих 6 прошли программу полностью. Один участник заболел и не смог дойти до конца, еще двум понадобится большее количество тренировок из-за физических особенностей.

«При работе с дайверами с инвалидностью есть правило трех “да”, — говорит Дмитрий Князев. — “Да” должен сказать сам будущий дайвер: “Я хочу этим заниматься”. “Да” должен сказать инструктор: “Я готов с тобой заниматься, я посмотрел, что ты можешь, я понял, что я смогу для тебя сделать”. “Да” должен сказать врач — этому человеку можно заниматься. Без этих трёх “да”, не имея разрешение от врача, инструктор не может работать с инвалидом, потому что он просто может не знать каких-то нюансов и специфики».

Обычный человек приходит в дайвинг скорее для развлечения. Дайверы с инвалидностью ставят перед собой задачи сложнее, говорят инструкторы. Расширить границы — не только физические, но и психологические. Победить трудности, узнать о себе что-то новое, поверить в себя и свои возможности.

Нужны не деньги, а ресурсы

Дайвинг — дорогое увлечение. Дмитрию Князеву за работу с людьми с инвалидностью никто не платит. Но и он не платит почти никому — многое удается получить бесплатно или по минимальной цене. Дмитрий говорит, что важны не деньги, а ресурсы.

«Мы делали проект для людей с инвалидностью в Крыму. Для тех, кто живет у моря, но ни разу в море не погружался. Все это выливалось в большой бюджет. Но! Дайв-центр дам нам бесплатно оборудование и воздух для аквалангов, 22 инструктора из разных регионов приехали за свой счет, жили за свой счет, работали без зарплаты. Люди поделились не деньгами, а ресурсами — и этого оказалось достаточно» — вспоминает Дмитрий. Именно там, в Крыму, Дмитрий близко познакомился с Еленой Жульнитовой и Валентином Толмачевым, которые сейчас тренируют студентов «Преодоления».

Князев говорит, что не знает ни одного студента, кто хотел бы погружаться, но не смог, потому что нет денег.

Если человек действительно хочет, всегда находятся те, кто поможет.

«С 1 октября приглашаю людей с инвалидностью заниматься со мной, каждый вторник, можно заранее записываться. Оплачивать вам нужно только бассейн, 650 рублей. Я работаю бесплатно. Это ведь всего 2 часа моей инструкторской жизни, — говорит Князев. — Поэтому я призываю и других инструкторов — потратьте 2 своих часа в неделю, организуйте такие тренировки там, где вы работаете. 2 часа — их не так сложно подарить, но тем, кому вы подарите, они нужны!».

Читайте также: 

Новосибирский инженер создал инвалидную коляску, управляемую силой мысли

Фотограф без рук открыл школу для особых людей

Почтальоны помогут британцам справиться с одиночеством

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.