Психология, , РИА АМИ

Татьяна Бузина: «Врачам не хватает психологической подготовки»

Не только обыватели, но и сами врачи подчас плохо представляют, зачем нужны в медицинских учреждениях клинические психологи. Между тем эти специалисты играют важную роль в процессе лечения.

О том, чем клинические психологи отличаются от обычных психологов, о задачах, стоящих перед ними, а также о подготовке этих специалистов корреспондент РИА АМИ беседует с Татьяной Бузиной, кандидатом психологических наук, доцентом, заместителем декана факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова (МГМСУ). 

 Татьяна Сергеевна, расскажите, пожалуйста, какие задачи решают клинические психологи? Какова сфера их деятельности?

Говоря простым языком, клинические психологи – это психологи, работающие в системе здравоохранения. Объектом их профессиональной деятельности, прежде всего, является человек, испытывающий трудности в адаптации, самореализации, связанные с физическими, психологическими, социальными и духовными проблемами.

В сферу деятельности клинических психологов входит охрана, профилактика и восстановление здоровья. Хотя эти вопросы, включая лечение и реабилитацию  заболеваний, относятся к медицине, во всех этих процессах участвуют клинические психологи.

Дело в том, что любой человек каким-то образом реагирует на то, что с ним происходит в стенах медицинского учреждения, по-своему воспринимает лечебный и диагностический процесс. И от того, как он реагирует, очень часто зависит процесс излечения. Согласен ли он следовать указаниям врача? Насколько готов соблюдать предписания? Задача психолога – разобраться в том, как видит пациент ситуацию, в которой он оказался, при необходимости помочь ему изменить поведение и прислушаться к мнению врача.

То есть клинические психологи нужны не только в психиатрических больницах, но они необходимы в общесоматических больницах и поликлиниках?

Да. В России клиническая психология вышла из психиатрических клиник, поэтому первое время много внимания уделялось диагностике психических расстройств. Сейчас же деятельность клинических психологов посвящена тому, как человек воспринимает лечебный процесс в целом, насколько он адаптирован к обстановке в лечебном учреждении, ведь нахождение там – это уже стресс.

Кроме того,  в современной медицине используется множество сложных инструментальных методов диагностики и лечения, но пациент воспринимается как пассивный участник лечебного процесса, которому нет необходимости подробно разъяснять действия врача. В то же  время много медицинской информации доступно в средствах массовой информации, рекламе, интернете.  Это приводит к тому, что современные пациенты стали более критичны к действиям врачей, что со стороны врачей также вызывает негативную реакцию. Растет количество конфликтов и жалоб, которые во многих случаях обусловлены неправильным поведением специалистов.  Разобраться в этих конфликтах часто могли бы помочь психологи.

В последнее время все чаще можно слышать о таком понятии, как «приверженность лечению». Под этим понимают готовность пациента выполнять указания лечащего врача. От того, насколько точно соблюдаются протоколы лечения, зависит и выздоровление пациента. Но человеку сложно менять свой привычный режим, свое привычное восприятие жизни. В одиночку врачу бывает тяжело настроить пациента на лечение, тем более что у него много других задач. Здесь может помочь клинический психолог, который призван оценить личностные особенности человека, понять, как он относится к своему состоянию, и помочь пациенту стравиться с заболеванием.

Существуют ли образовательные стандарты для клинических психологов и вообще, психологию можно ли привязать к каким-то стандартам?

Образовательный стандарт по клинической психологии существует с 2000 года. За это время стандарт уже был переработан, и сейчас действует его новая редакция. В современном стандарте увеличен срок обучения с 5 лет до 5,5 лет за счет увеличения времени на  специальные тренинги и супервизию, что предполагает практическую работу студентов с пациентами под наблюдением опытных специалистов. Это предъявляет дополнительные высокие требования к уровню профессиональной подготовки преподавателей, осуществляющих супервизию.

Стандарт подготовки по клинической психологии включает перечень дисциплин медицинской направленности, которые не входят в подготовку обычных психологов, например, психиатрия, неврология, внутренние болезни, патофизиология. Эти дисциплины помогают клиническому психологу ориентироваться в медицинской проблематике и позволяют увидеть у человека, пришедшего на прием не только психологические проблемы, но и симптомы тех или иных заболеваний и расстройств, оценить их связь психологическими проблемами и при необходимости рекомендовать нужного специалиста.

Можно сказать, что в отличие от простого психолога, который работает в основном с человеком априори здоровым, но испытывающим трудности, клинический психолог работает с пациентом клиники, что находит отражение и в образовательном стандарте.

Где готовят клинических психологов?

Клинических психологов готовят в университетах классического типа и в медицинских вузах. Ранее  факультеты психологии действовали только в Московском государственном университете и в Санкт-Петербургском государственном университете и готовили специалистов широкого профиля. Но потом число вузов, готовящих психологов, стало расти, а с момента утверждения отдельного образовательного стандарта по клинической психологии  стали  открываться факультеты клинической психологии в медицинских вузах. Сейчас можно стать клиническим психологом, обучаясь как в обычном гуманитарном университете, так и в медицинском вузе на факультете клинической психологии, которая, однако, относится к гуманитарным специальностям.

Считается, что одни из лучших специалистов по клинической психологии выходят из стен факультета психологии МГУ и факультета клинической психологии Московского медико-стоматологического университета. Чем это объясняется? В чем особенность подготовки клинических психологов вне стен медицинских вузов?

Факультет психологии МГУ – первый факультет психологии в нашей стране. Клинических психологов там готовят на кафедре пато- и нейропсихологии. В МГУ – главном вузе страны – накоплен большой опыт научной и методической деятельности в этом направлении.

Как уже упоминалось ранее, необходимым условием подготовки клинических психологов является преподавание специальных медицинских дисциплин и практическая работа студентов с пациентами. Поэтому вуз, готовящий таких специалистов, должен иметь клинические базы для осуществления предусмотренных  образовательным стандартом практических занятий.

Факультет психологии МГУ, выпускником которого являюсь и я сама,  всегда тесно сотрудничал с различными медицинскими учреждениями. В МГУ имеются также факультет фундаментальной медицины, с которым факультет психологии также активно взаимодействует.

Что касается подготовки на факультете клинической психологии  МГМСУ им. А.И. Евдокимова, то нахождение его в стенах медицинского вуза дает возможность наиболее широко познакомить студентов с медицинскими специальностями. Кстати, медицинские дисциплины в вузе преподают непосредственно специалисты в этой области и профильные кафедры, т.е. психиатрию наши студенты проходят на кафедре психиатрии, неврологию – на кафедре неврологии. Тоже самое касается таких дисциплин как анатомия, физиология, внутренние болезни  и т.д.

Кроме того, медицинский вуз предоставляет широкое поле для практической деятельности будущих психологов. Наши студенты с первого курса проходят разнообразную практику на клинических базах университета. Они посещают больничные отделения и общаются с реальными пациентами. Поэтому выпускники нашего вуза получают заодно и хорошую практическую подготовку и готовы сразу после окончания преступить к работе. Наши выпускники сейчас работают во многих московских клиниках и  медицинские учреждения столицы знают наших специалистов и охотно берут их на работу, т.к. они хорошо интегрируются в медицинскую деятельность и коллектив.

В классических университетах нет таких возможностей для знакомства студентов с деятельностью здравоохранения, у них меньше возможностей для обеспечения студенческих практик, им сложнее находить специалистов для преподавания медицинских дисциплин.

Не секрет, что у нас в стране низкая удовлетворенность медицинской помощью. Но может ли пациент сам объективно оценить качество оказанной ему медицинской услуги? На ваш взгляд, тут дело  действительно в низком профессионализме врачей, или здесь есть значительная психологическая составляющая?

Я думаю, что это проблема комплексная. Частично эта проблема лежит и в области психологии.

В вопросах удовлетворенности и неудовлетворенности очень многое зависит от того, насколько пациент правильно понял врача, и насколько врач сумел до него донести информацию. Взаимодействие врача и пациента бывает далеко не всегда правильно выстроено. Я бы сказала, врачам не хватает психологической подготовки. Например, врач спрашивает пациента: «Есть ли у вас жалобы?» У пациента есть всего два варианта ответа – сказать да или нет. Скорее всего, если это плановый прием, пациент скажет: «Нет, я в порядке». Но доктор может спросить пациента: «На что жалуетесь?» В этом случае пациент уже задумается и сформулирует свои жалобы. То есть то, как сложится встреча врача и пациента, зависит от того, как врач сформулирует свой первый вопрос. Здесь как раз могли бы помочь психологи.

В свое время мы проводили для студентов лечебного факультета тренинг по взаимодействию с пациентами. Участники тренинга сами призвались, что врачи говорят правильные вещи, но люди их понимают по-своему. Такие вопросы технологии общения можно было бы скомпенсировать в процессе обучения.

То есть, студентов-медиков нужно специально готовить к общению с пациентами?

Я считаю, что это было бы правильным. Есть много психологических моментов, к которым должен быть готов врач. Иногда пациенты задают много лишних вопросов, потому что медработник недостаточно понятно объясняет им, что от них требуется.

Часто в медучреждениях не учитывают психологию восприятия. Например, в одной из поликлиник над кабинетом врача повесили красную лампу. Когда лампа горит, это означает, что входить в кабинет нельзя. Когда она не горит, входить в кабинет все равно нельзя. Можно же входить, когда лампа мигает. Но об этом нигде не написано. Как пациент должен догадаться, что именно сейчас он должен войти? В сознании обывателя мигающий красный свет означает критическую ситуацию, когда в кабинет нечего соваться. В результате медсестра постоянно сердится, что люди входят, когда не нужно, и не входят, когда их ждут. Подобные  проблемы можно достаточно легко устранить, учитывая особенности восприятия разных явлений.

Очень актуальная тема в последнее время – тестирование школьников на наркотики. Какова роль клинического психолога в профилактике наркоманий? Насколько достоверны применяемые тесты, ведь моральные последствия для школьников при ошибочной диагностики могут быть очень серьезными?

Уточню, о каких тестах идет речь. Иногда анализы мочи и крови дают ложноположительные результаты. Ложноположительные реакции могут быть следствием ранее перенесенных человеком заболеваний, или результатом применения некоторых лекарств (капли в нос, сосудосуживающие препараты), в состав которых входят наркотические композиции. Поэтому после тестирования очень важно грамотно провести собеседование, в ходе которого специалист должен оценить, в чем причина такого результата.

Используемые психологические тесты, определяющие риск употребления наркотиков также не имеют стопроцентную достоверность, многие их них направлены на определение черт характера и не дают специфической оценки наркотического поведения. Даже применение блока психологических методик не дает возможности с достаточной долей достоверности выявить употребляющих наркотики учащихся.Поэтому после психологической диагностики в обязательно должно проводится собеседование, которое позволит оценить все факторы риска употребления наркотиков, включая и медико-социальные факторы.

Такое тестирование может проводить любой психолог, даже не получивший специального образования?

Я считаю, что нет. Лучше было бы, чтобы их проводил клинический психолог или врач-нарколог. Психологические тесты могут отличаться по степени надежности и валидности. Никогда по результатам одного только теста психолог не делает окончательного заключения. В клинической практике всегда оценивается картина в целом по результатам нескольким тестов и собеседования. Поскольку речь идет об оценке риска употребления наркотиков, нужно хорошо представлять себе, что такое зависимость от наркотиков, каковы симптомы и клинические проявления злоупотребления наркотическими веществами.  Для этого нужна профессиональная подготовка.

Оценить возможность  употребления психоактивных веществ психолог, работавший с пациентами наркологической больницы и знающий клинические признаки наркотической зависимости, может не только по тестам, но и по поведению, разговору, внешнему виду. Это целый комплекс исследований. Поэтому психолог должен как минимум пройти курсы повышения квалификации по психологии зависимости от психоактивных веществ.

Тогда где взять такое количество специалистов, если они должны быть в каждой школе?

Во-первых, таких профессионалов готовят у нас, на факультете клинической психологии МГМСУ. Во-вторых, психологи могут пройти переподготовку, которая также осуществляется на нашем факультете. Этот курс переподготовки предназначен для специалистов с высшим психологическим образованием, по окончании которого они получают квалификацию «клинический психолог». В учебный план входят именно те дисциплины, которые входят в образовательный стандарт по клинической психологии из раздела дисциплин специальности: психиатрия, патопсихология, психосоматика, теории и методы психотерапии и многие другие. Также в программу переподготовки входят практические занятия. 

Таким образом, возможность повышения квалификации и переподготовки для психологов есть, и проходить ее советую на базе нашего факультета. Мы уже обучили свыше трехсот человек по этой программе и имеем много положительных отзывов, как от слушателей, так и от их работодателей.

Необходимо также добавить,  что диплом клинического психолога  необходим для работы в медицинских учреждениях. Психологов, не имеющих данной квалификации, в учреждения здравоохранения на работу не принимают.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.