Общество и государство, , РИА АМИ

Сергей Калашников: «Одна из главных проблем — отсутствие госконтроля за лекарствами»

Какие проблемы, связанные с оборотом лекарственных средств, наиболее актуальны, а пути решения — наиболее противоречивы? 

Эти вопросы прокомментировал Сергей Калашников, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья, выступая на пленарном заседании в рамках Международной конференции «Качество лекарственных средств и медицинских изделий. Современные требования и подходы».

По его мнению, одна из самых главных ошибок — отсутствие системы государственного контроля за лекарственными средствами. Хотя объем российского фармацевтического рынка значительный — 960 млрд руб. Но только 27% из этого объема принадлежит отечественным лекарствам. Основную долю составляет импорт, причем разного уровня качества. В номенклатуре наши препараты составляют 53%, но большинство не являются ни современными, ни эффективными.

«То, что пять структур контролируют рынок лекарственных средств, это серьезная административная ошибка, — уверен Сергей Вячеславович. — Должен быть единый орган, вроде американской FDA. А стержнем в нашем случае должен стать Росздравнадзор». Но перемены в этой сфере происходят. Правительством подготовлен проект аакона об обороте лекарственных средств, к нему уже имеются предложения по поправкам.

«Пока нет четкого понимания, что именно нужно изменить, — говорит Калашников. — Есть лишь понимание, что есть некий перечень проблем. Как их решить, однозначного ответа нет». Какие же вопросы должны найти отражение в новом законе, на которые нет однозначных ответов?

Во-первых, по мнению Калашникова, проверки все же имеют право быть неожиданными. Поскольку нынешняя норма, которая принуждает органы заранее предупреждать о своем визите, никак не согласуется с самой целью этого мероприятия. А проверяющий должен нести персональную ответственность. Во-вторых, необходимо обсудить вопрос о возможности уголовной ответственности за выпуск некачественных лекарственных средств — ведь речь идет о здоровье граждан.

Много дискуссий вызывает тема биоаналогов. К сожалению, использование зарубежного опыта не всегда возможно в полной мере применить у нас, считает глава думского комитета. Например, для применения биоаналогов основной критерий — это клинические испытания, но Россия пока не готова обеспечить международный уровень контроля. Этот момент требует дополнительной серьезной методической работы.

Далее проблема контроля за субстанциями, которые используются для производства дженериков. Зачастую это дешевый продукт. «Вообще странно России закупать субстанции, — считает Калашников. — Китайцы насчитывают порядка 30 тысяч полезных трав, при этом в самом Китае произрастает всего 600, а в России — 15 тысяч, половина трав, с которыми знаком Китай. Кому, как ни нам, этим заниматься?».

Еще один сложный вопрос — облегченная регистрация импортных медизделий, уже прошедших клинические испытания. В 1990-е годы была попытка внести эту норму, но она не увенчалась успехом. «Если весь мир использует лекарство с уже доказанной эффективностью, зачем нам придумывать себе мучения?», — комментирует это предложение Калашников.

Реклама лекарственных средств и БАДы — еще две достаточно противоречивых проблемы. По словам Калашникова, следить за рекламой должна не ФАС, которая практикует формальный подход, а Росздравнадзор. А понятие «БАД» вообще необходимо искоренять как несостоятельное, и говорить о пищевых добавках.

Главная же проблема, считает глава думского комитета, это реализация 41 статьи Конституции о том, что медицинская помощь должна быть бесплатной. Специально оговорившись, что речь не идет о сложных видах медпомощи, Калашников заметил, что в поликлиническом звене лекарства необходимо сделать бесплатными, как и в стационаре. Это потребует дополнительных 250 млрд. рублей — не такие уж огромные деньги, по словам Калашникова. С другой стороны, потребуется урегулировать и цены на лекарства, ведь сейчас они в два раза выше, чем в Восточной Европе.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.