Образ жизни, , Журнал «Наша Психология»

1 Сентября. Инструкция для родителей

Начало учебного года — нервное событие, причем стресс предсказуем, ожидаем и тем не менее почти неизбежен. А потому давайте поразмыслим, можно ли его свести к минимуму.

Для начала ответим на основные вопросы: чей это стресс и в чем причина?

Это стресс не только для ребенка. В неменьшей мере это потрясение для родителей и учителей. Детям же зачастую приходится расхлебывать за всех.

РОДИТЕЛЬСКИЙ

Ребенок пошел в школу. Это смена ритма и стиля жизни, смена окружения, задач, приоритетов. Это сепарация ребенка и добавление новых нагрузок.

Я помню свое 1 Сентября в качестве мамы: мы с 3-летней Маринкой пришли проводить 6-летнюю Варю в первый класс.

Нарядная, с большим букетом и бантами, она старательно прятала растерянность за напускной гордостью и решительностью. А мы старались ей подыгрывать. Она стойко выстояла толкучку на непонятном «празднике», прошла круг за руку с выпускником и ушла за двери школы. И тогда мы с Маринкой сели на бордюр прямо на школьном дворе, обнялись и заплакали. Это был не страх, не горе и не радость, а именно он — стресс. Жизнь стала теперь совсем другой и, видимо, навсегда. Она разделилась на рабочие (простите, учебные) дни и выходные, дни, когда «много задали» или когда «отпустили пораньше», на каникулы и подготовку к контрольным и экзаменам… С тех пор уже 19 этих самых Первых сентября самым разным составом и в разных школах…

Скажу вам по секрету (здесь прошу педагогов не читать два абзаца)… самое лучшее 1 Сентября было то, которое мы нечаянно пропустили. Лет 8 — 9 назад начало учебного года попало на выходной. У меня тогда было три школьника. Мы вернулись с моря, и я послала дочь узнать, когда идти на линейку. А она что-то не поняла, или я ее не поняла… В общем, мы хорошенько отоспались, и отправила я всех с букетами в понедельник, а линейки были накануне. Вечером было весело, много впечатлений и абсолютно спокойно. Будь на то моя воля, я бы, конечно, делала традиционный праздник для учителей и желающих 1-го, а детям бы разрешила подтягиваться в течение трех дней, кто когда хочет.

ДЕТСКИЙ

Стоит заметить, что большая часть стресса ребенка образуется цепной реакцией из двух предыдущих. Дети, вокруг которых все крутится, служат и объектом, и громоотводом, да и просто часто заражаются нашими волнениями.

В любом случае Первое сентября — День знаний, согласна. Но праздник ли? Вот вы выходите на новую работу, и что — праздник это? Потому мой совет родителям: не усугубляйте. Сделать этот стрессовый день приятным можно, праздничным — ну не знаю… Поступление в школу, начало нового этапа в жизни — это день знаковый, ритуальный, в такой день вашему сыну или дочке нужны спокойная поддержка, понимание. Смотрите сами, как он(а) воспринимает этот день: радостно и восторженно — устраивайте праздник, со страхами и волнениями — погуляйте вечером вместе на природе, устало и нервно — дайте человеку отдохнуть…

Школа — сложное, обширное понятие. Давайте «разложим» ее на основные компоненты.

УЧЕБА

Это основное. И это очень важно понимать! Слово «учеба», как ошибочно прижившееся понятие, нужно убирать из лексикона и особенно школьного. Учеба — это когда пятый раз наступаешь на грабли и получаешь в лоб, когда цепляют сено-солому к сапогам и учат маршировать до автоматизма, когда розгами или линейкой с приговором: «Вот тебе учеба».

А то, что «свет», то, в чем есть биологическая потребность практически у каждого ребенка, то, что только и должно быть в школе, — учение.

Я ярый противник насильственного «раннего развития». Меня очень расстраивает, когда родители соревнуются, чей ребенок раньше читать научится, словно дети — скаковые лошади, а также подгоняют их под противоречивые среднестатистические нормы.

Отстающих детей не бывает! Не может, не должно быть! Потому как не должно быть никакого строя, нормы прохода дистанции и соревнований и т. п. Учение предполагает неторопливость, любопытство, которое чаще всего любит праздность и не терпит спешки. Если вам трудно выносить мысль о том, что ваш ребенок пойдет в школу не в 6, как у Машки из 2-го подъезда, и не в 7, как у всех, а в 9, когда его мозг окрепнет и возникнет потребность в новых формах информации… Почитайте воспоминания о детстве Чарльза Дарвина или Константина Циолковского, Альберта Эйнштейна или Марка Твена, вспомните Михайлу Ломоносова, который знаменит тем, что «пешком от Архангельска до Москвы», а ведь до 13 лет он прочитал всего две книги, и не было никаких учителей.

Педагогов опять прошу отвлечься. Дети должны учиться! Кому должны? И за что?

Подумайте, чем для вашего ребенка должна быть школа: учебой или учением. Постарайтесь понять, как лучше для него. Только его понять, а не исходить из своих абстрактных представлений. Четкая, но по возможности открытая позиция может помочь в снятии напряжения.

ДИСЦИПЛИНА

Режим. Школа, как известно, чуть ли не самое консервативный наш институт из гражданских (я бы дала 3-е место после почты и Сбербанка). Уже очень немногие взрослые начинают рабочий день до 9 утра. Школы же продолжают настаивать на том, чтобы дети вставали до рассвета. Хотелось бы, может, поменять, ну да ладно. На самом деле детям в целом вставать рано не трудно (вспомните, как они вас вечно будили маленькими чуть свет). Детям трудно вставать быстро и когда будят. Помните про фазы сна? Проблема часто в том, что, надеясь дотянуть до последнего, мы устраиваем ежедневный стресс вставания. А можно поискать, когда проще встать самому (мне, например, очень трудно в 6.00 и куда легче в 5.30). Встаете сами, начинаете будить ребенка с мыслями о нем (особенно веселыми и позитивными). Хорошо говорить не «вставай, пора в школу», а что-нибудь про любовь или какую-нибудь приятную новость (хотя бы про завтрак). Помогают шутки и легкий массаж ног… К опозданиям и прогулам у каждого родителя свой подход, лично я — как Лев Николаевич Толстой, да вы уже поняли.

Стресс от раннего вставания тоже часто больше у родителей, чем у детей. Тут уж придумывайте сами. Довольно оригинальный выход нашел мой брат Дмитрий Жемчужников. Перед тем как его старший сын пошел в первый класс, он был в ужасе, потому как со времени своего выпускного рано не вставал и был ярой совой. Но с сыном начал вставать и в школу ездить, а через месяц стал там же преподавать информатику, потом математику, а потом вообще ушел туда с головой настолько, что на третий год уже номинировался на конкурс «Учителя года» по Москве.

Помните старинное: «Мам, я не хочу сегодня в школу идти!» — «Надо, сынок, ты же директор…»

Дисциплина. Не любят наши педагоги «неорганизованных» детей, да и не только наши.

Чудесный педагог-психолог-новатор Мария Монтессори очень увлекательно пишет о том, как трудно педагогу, которого «очень долго учили быть единственно активным, свободно действующим лицом в школе», понять, что «порядок и тишина» — отнюдь не залог учения, а скорее наоборот. В условиях, когда директор требует невмешательства в активность детей, учительница считает себя несправившейся и спрашивает, не лучше ли ей уйти, ибо какая она теперь учительница!

Да-да! Дисциплина лишь обманчивый, ложный путь снятия учительского стресса неопределенности через контроль.

Если вашему ребенку трудно соблюдать школьный распорядок — выбор невелик: искать альтернативную школу или постараться объяснить чаду, что иногда так надо и приходится потерпеть, и это может даже пригодиться. Ну и ищите ему за стенами школы, где он может реализовывать энергию. Я после школы гуляла (как уроки сделаю), потом ехала в секцию и вставала за час до занятий, потому в школе часто просто засыпала. Может, только благодаря этому вынесла и я ее, и она меня. И в жизни пригодилось (могу поспать в метро и на скучных научных заседаниях).

КОЛЛЕКТИВ

Долгожданная встреча с друзьями и не только. Не многие дети могут признаться (даже себе), что встреча с одноклассниками после 2 — 3 месяцев, тем более первая встреча — стресс для них. И тем не менее.

Для первоклассников это попадание в новый, а то и первый в жизни коллектив чужих людей, сверстников. Какие они и какой он(а) среди них? Понимание этого требует немалых эмоциональных затрат. Как помочь? Не торопить и не усугублять. Сдерживать свое любопытство, не приставать с вопросами. Подождать, когда для человека начнут проявляться личности и роли в коллективе, когда начнет рассказывать. И здесь быть осторожным с комментариями.

Беспокоясь за ребенка, а часто просто из досужего любопытства («Ну как, у тебя уже есть друзья в школе?», «Девочка какая-нибудь понравилась?»), мы навязываем обязательные стереотипы и торопим с их применением. Или даем пример скоропалительных выводов: «Ну не водись с ними!» А ведь, делясь впечатлениями (если они есть), у нас чаще всего не спрашивают совета.

Я думаю, что сдержанный, тактичный родитель может помочь ребенку избежать попадания в нелепые шаблоны отношений с людьми и научиться спокойному, открытому интересу.

Пример.

Сын:
— Сегодня Леша крутился весь урок, Катю толкал, бумажками кидался. Елена Петровна сказала, во 2-м классе за такое двойку ставят или к директору.

Не очень правильные ответы:
— Да? Ну, ты так не делай! Он вообще хулиган — этот Леша?

Ответы получше:
— А ты как, тебе легко сидеть тихо весь урок?

— Мешал тебе?

— Учительнице трудно, наверное, когда не слушают?

Можно и просто промолчать, ведь у вас собственно совета не спрашивают, только делятся впечатлениями.

Какое-то время после первого класса встреча с одноклассниками перестает быть стрессом. Но к старшим классам отношения со сверстниками вновь приобретают значимость и болезненность. И начинается: «что мне надеть?», «не сделать ли дреды?», как быть с прыщами, усами, длиной юбки и т. п. Увещевания тут бесполезны, давление вызывает бурю протеста. Ищите, как помочь человеку найти индивидуальность и при этом соответствовать ситуации и требованиям.

Здесь есть один «маленький» секрет. Лето — это не только время для отдыха и смены занятий. Ребенок, переживший яркие приключения, сделавший что-то значимое, ставший сильнее, красивее, куда меньше озабочен прической и одеждой.

В тот год, когда за лето сын построил дом, на мой вопрос: «Что наденешь 1 сентября?» — он пожал плечами: «Что дашь».

Вот, пожалуй, все пока. Помните: от всех стрессов, волнений, болезней, средство всегда одно — любовь.

2010

ООН объявила Годом биологического разнообразия, а в нашей стране это Год учителя. Попробуйте сопоставить два этих «случайных события». Несколько расширяет сознание.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
elena avdeeva
В ответ на комментарий от Светлана Тишина-Чеботарева История переписки2
Светлана Тишина-Чеботарева
Нужно дело выбрать себе по душе, тогда и интересно будет и стрессов не будет.
СсылкаПожаловаться
В любой, самой интересной профессии - 10% интереса и 90% рутинной, иногда занудной работы. А если человек не приучен преодолевать свое"не хочу", то до интересного он просто не доберется. Интерес остынет на первом же препятствии. Кстати, за ОЧЕНЬ интересную работу либо очень мало платят, либо конкурентов - тьма. И тут, и там на одном интересе не прокатишься!
СсылкаПожаловаться
Сергей
Здорово! Мне понравилось. Советов бы побольше.
СсылкаПожаловаться
Ю-Ю Ю-Ю
Знаете - полностью согласна. Ребенок не может высидеть 45 мин, особенно маленький. Ребенок не может учиться, потому что "надо" а не "интересно". Только вот учителя в своей массе этого не понимают. Да и не нужны им умные развитые дети - головной боли меньше. У меня ребенок именно такой - развитый непоседа, который все схватывает на лету. Наврядли он будет любимцем учителей и наврядли станет отличником. Я решила, что буду по возможности обучать его дома. А школа - для общего развития :) . Да простят меня коллеги :).
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.