Общество и государство, , РИА АМИ

Российских врачей будет учить компьютер

Командировки раз в пять лет для повышения квалификации уйдут в прошлое, теперь российские врачи будут учиться, не отходя от компьютера даже дома.

Такую идею озвучила министр здравоохранения Вероника Скворцова на III Всероссийской форуме студентов, который проходит в эти дни в Петербурге.

О том, что врачи должны постоянно получать новые знания, а не раз в пять лет и не от случая к случаю, заговорило новое руководство Минздрава в 2012 году. В 2014 году в нескольких регионах России, в том числе в Петербурге, стартовал пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики (семейных врачей). Он рассчитан на один год и охватывает тех врачей, у которых сертификат специалиста закончится в конце 2014 — начале 2015 года. Предполагается, что получать новые знания врачи будут прямо на рабочем месте, не отходя от компьютера — это и есть непрерывное медицинское образование.

С конца 2012 года все главные врачи-специалисты всех регионов России начали создавать национальные клинические протоколы, чтобы собрать воедино самые полные алгоритмы, пошаговые инструкции для врачей по ведению пациентов с разными заболеваниям.  

– Сегодня перед нами стоит очень амбициозная задача — и по масштабу, и по срокам, — мы должны заставить врачебное сообщество овладеть протоколами лечения, потому что это и есть постоянная база для шлифовки их знаний, — объяснила министр здравоохранения Вероника Скворцова на Всероссийском форуме студентов в Петербурге. Сейчас, по словам министра, создано уже более 500 клинических протоколов, 400 из них утверждены. Однако всего их должно быть в три раза больше — 1500. 

С 2016 года врачи будут обязаны проходить аккредитацию, чтобы получить допуск к оказанию конкретного вида медицинской помощи. От действующей сейчас системы сертификации она будет отличаться тем, что позволит получать допуск к отдельным видам медицинской помощи. Чтобы получить аккредитацию, врачи должны будут овладеть клиническими протоколами по этой специальности или направлению, то есть самыми современными знаниями. 

По мнению Вероники Скворцовой, помочь врачам освоить клинические рекомендации должны интерактивные компьютерные программы, которые в игровой форме позволяют решать ситуационные задачи и тем самым овладевать клиническими протоколами. Предполагается, что такие интерактивные образовательные программы будут внедряться через сервис электронного рабочего места врача, который Минздрав запустил в 2013 году. Допуск к нему может бесплатно получить любой врач России.

– Периодических мероприятий для повышения квалификации врачей уже недостаточно, концепция непрерывного образования позволит поддерживать и постоянно обновлять высокий уровень знаний наших медиков. — считает Петр Глыбочко, ректор Первого медицинского университета им. Сеченова. — Но раньше мы думали, что непрерывное образование — это дистанционное обучение, нечто вроде заочной формы образования: врач получает по электронной почте учебные материалы, изучает их и присылает назад ответы на контрольные задания. Но Минздрав поставил перед нами четкую задачу — создать такие программы, которые позволили бы через сервис «электронное место врача» постоянно учиться и получать самые современные данные по своей специальности.

По словам Петра Глыбочко, в США за последние 10 лет доля онлайн-образования в медицине увеличилась до 30%, объективных данных по дистанционному образованию в России нет, но по сведениям Министерства образования и науки, дистанционные технологии в послевузовском медицинском образовании составляют менее 3%.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.