Общество и государство, , РИА АМИ

Реформа медицинского образования: кадры решают все

19 декабря в Государственной Думе состоялся круглый стол, на котором обсуждалась проблемы реформирования медицинского образования в России.

Реформа эта проводится в рамках реструктуризации всей системы профобразования в нашей стране, что совпало с периодом модернизации отечественного здравоохранения.

Пожалуй, одной из ключевых проблем в последнее время стала проблема дефицита квалифицированных кадров в медицинской отрасли. Нехватка медработников была в центре внимания практически всех участников прошедшего круглого стола. Так, глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников отметил, что дефицит кадров коснулся практически всех медицинских специальностей и во всех типах медицинских организаций на всех уровнях. Рост уровня обеспеченности населения врачебными кадрами, который наблюдался в период с 2000 по 2010 годы, остановился. Если в 2000-м году на 10 тыс. населения приходилось 96,9 медработника среднего звена, то в 2011 – уже 92,4 медсестры на 10 тыс. населения.

«Несмотря на то, что мы оцениваем подготовку кадров в системе, как достаточно эффективную, в отрасли ощущается дефицит медработников с высшим образованием в количестве 35 тысяч врачей, и средних медицинских работников – около 270 тысяч медсестер», — говорит руководитель профильного департамент Министерства здравоохранения Татьяна Семенова.

По данным Министерства здравоохранения, на 1 января 2013 года в стране насчитывалось 2 млн 162 тысячи медработников. При этом продолжает снижаться  и соотношение врачей и медперсонала. Сегодня в среднем по России оно находится на уровне 1:2, несмотря на то, что целевые индикаторы для этого показателя 1:3. Это соотношение должно быть достигнуто к 2017 году. В то же время во многих европейских странах это соотношение еще выше – 1:4.

Доля выпускников, трудоустроившихся после окончания подготовки по целевому направлению, все еще низкая, хотя ситуация постепенно начинает меняться. После анализа ситуации в регионах, в отраслевой дородной карте на 2013 год был заложен показатель трудоустройства на уровне 75%. Однако в этом году показатель трудоустройства выпускников уже достиг 83%. Но в то же время к 2018 году он должен быть доведен до 99%. 

Проблема всей страны

Нехватка кадров в системе здравоохранения характерна за редким исключением для всех регионов страны. Исполняющая обязанности ректора, проректора по лечебной работе и посдипломному образованию Северного государственного медицинского университета из города Архангельска Любовь Горбатова коснулась вопроса закрепления кадров.

Для этого соответствующую профориентационную работу необходимо проводить не со студентами, а со школьниками.

«В этом году появилась очень негативная тенденция. В медицинский вуз пришли студенты, которые не профориентированы. В результате наблюдается колоссальный отток студентов с первого курса, потому что они понимают, что пришли не туда», — сообщила Любовь Николаевна.

Опыт, который накоплен в Северном государственном медуниверситете доказывает пользу, которую приносит открытие в школах медико-биологических классов. «99% студентов, обучавшихся в там, не отчисляются из вуза и остаются в дальнейшем в специальности. Кроме того, они лучше учатся, чем все остальные студенты. Однако открывать медико-биологических классов Министерство образования Архангельской области не разрешает», — сообщила Любовь Горбатова.

«В результате мы имеем то, что имеем. Даже если родители заставят получить диплом, но они не придут в практическое здравоохранение, и отток будет продолжаться и дальше. – подчеркнула Любовь Николаевна. — Вуз, конечно, проводит колоссальную воспитательную работу. Проводится патриотическое воспитание, задействован музейный корпус, дистанционные подготовительные курсы. Но эта проблема существует и ее надо решать общими усилиями».

О проблеме обеспеченности ресурсами в отрасли говорила и Людмила Поклад, директор Нижегородского областного центра повышения квалификации специалистов здравоохранения.

По ее словам, проблема низкой укомплектованность медицинским персоналом чрезвычайно актуальна для регионов России. В целом в Приволжском федеральном округе дефицит кадров составляет около 25 тысяч человек. За последние 5 лет численность среднего медперсонала снизилась до 4%. Показатель обеспеченности населения средним медперсоналом в течение последних 5 лет снижается, и уже два года находится ниже уровня среднероссийского показателя.

«Значительное снижение данного показателя объясняется оттоком специалистов из государственных медучреждений и службы в целом. Укомплектованность также снизилась за последние 5 лет на 2,6%, и по итогам 2012 года составляет 1366 человек», — сообщила Людмила Александровна.

Если обратить внимание на показатель движения кадров, то в ряде лечебных учреждений Поволжья количество уволенных превышает число принятых. В некоторых лечебных учреждений укомплектованность не превышает 60%. И довольно в редких случаях она бывает 95% и выше.

Средние специальные ученые учреждения ежегодно выпускают 1400 человек. Это с лихвой покрывает все потребности в кадрах. Однако этого не происходит. В 2011 году в лечебные учреждения Поволжья пришли 30% выпускников, а в 2012 году и того меньше – 25%.

Причины нехватки кадров

Основная причина сложившейся ситуации – низкая заработная плата, подчеркивает Людмила Поклад. В Нижегородской области на сегодняшний день у среднего медицинского персонала она составляет 17 890 руб, что на 2 тысячи выше общероссийского показателя. Но эта зарплата достигается за счет большей нагрузки на специалистов. Проблемы с отсутствием жилья для молодых специалистов, дефицит мест в детских дошкольных учреждениях и дефицит медперсонала, падение престижа профессии в целом, отсутствие мотивации к профессиональному совершенствованию, тяжелые условия труда и множество факторов профессионального стресса сказываются на состоянии медработников, и в результате приводят к оттоку квалифицированных кадров.

В 80-е годы в нашей стране ежегодно в медицинскую отрасль приходило порядка 120-130 тысяч выпускников средних учебных заведений. Выпускников высших образовательных учреждений готовилось порядка 40 тысяч в год. Работала государственная сеть образовательных учреждений, и было распределение с обязательной отработкой. Измене

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.