Образ жизни,

Для кого работают врачи?

21 июня отмечают День медицинского работника. Этот праздник — хороший повод вспомнить о том, каким должен быть врач, и о главном в его работе.

О своей работе «Здоровью Mail.Ru» рассказала Татьяна Шилова, офтальмохирург, главный врач «Клиники профессиональной офтальмологии доктора Шиловой».

— Расскажите, почему вы выбрали именно эту специальность.
— Я с детства хотела быть врачом, мечтала стать именно хирургом. В детстве казалось, что руки хирурга могут все: перед глазами был пример отца, военного хирурга. Во время учебы в институте мечтала о «большой хирургии», с первых курсов занималась в хирургическом кружке, ассистировала на полостных операциях, дежурила в отделении экстренной хирургии, на последних курсах мне уже доверяли самостоятельное выполнение полостных операций.

Но жизнь внесла коррективы и познакомила с хирургической офтальмологией — живой, интересной, стремительно развивающейся. Тогда я поняла, что именно глазная хирургия — самая женская, глаз — орган необычайно интересный, а микрохирургия — это сочетание хирургии и ювелирной работы.

Тут еще вмешалась судьба — моя тетя оперировалась у Святослава Николаевича Федорова, таким образом я познакомилась с самым известным тогда офтальмологом, а в его клинике были новейшие мировые разработки.

Позже, во время работы в МНТК, я училась у Святослава Николаевича и других корифеев микрохирургии глаза — Виктора Константиновича Зуева, Элеоноры Валентиновны Егоровой. Стремилась оперировать вместе с ними, да и просто посмотреть на них, подышать с ними одним воздухом во время операции — я считала это благом. Мне вообще везло с прекрасными учителями.

— Что помогло вам добиться успеха?
— По натуре я перфекционист: школу закончила с «золотой медалью», институт — с отличием, рано защитила кандидатскую, потом докторскую диссертацию. У меня есть «синдром отличницы», который, думаю, помогает в работе и жизни. Он же определяет и профессиональное поведение: я требовательна и к себе, и к коллегам, все, что я делаю — стремлюсь делать на «пять с плюсом». И, конечно, я очень люблю свое дело, людей — без любви к своему делу ничего невозможно достичь. Хирургия — это часть работы, которой предшествует общение с пациентом, установление доверительных отношений, всесторонняя диагностика.

— Когда вы задумались о собственной клинике? Как вы ее создавали?
— Когда я почувствовала уверенность в своих силах, появилось желание создать медицинский центр, в котором пациент может получить нужное лечение самого высокого качества в оптимальные сроки.
Это невозможно без команды единомышленников. Меня поддержал мой муж — не будучи врачом — за что я ему очень признательна. Я работала в государственных учреждениях, ведомственных клиниках, в системе Министерства обороны, в коммерческих клиниках, но, создавая собственную клинику, я не копировала какие-то модели. Я скорее пыталась не повторять чьих-то ошибок, обращала внимание на то, чего я ни в коем случае не хотела бы видеть у себя в клинике.

Создание любого бизнеса — это сложная задача, особенно в начале. А для врача, не обладающего профессиональными управленческими навыками, — вдвойне. Кроме того, медицина не живет по стандартным законам бизнеса — этот путь должен быть совместим с профессиональной философией помощи больному человеку.

С тех пор, как открылось первое отделение, многое изменилось. Не только в количественном плане — важно не количество отделений, а то, насколько эффективно они работают. Клиника — это организм, он растет, развивается, болеет «детскими болезнями» и требует постоянного присутствия.

— От чего вам пришлось отказаться ради карьеры? Каким должен быть настоящий хирург?
— Кажется, что я ни от чего не отказывалась — я всегда жила в напряженном ритме, меня так воспитали. Но — я всегда чувствовала себя виноватой, если отдыхала больше, чем было запланировано.

Хирург должен обладать большой выдержкой, быстро принимать правильные решения, особенно в микрохирургии. Я помню ощущения после первой самостоятельной операции — это максимальное напряжение всех органов чувств. До сих пор помню своего первого пациента, которому я прооперировала катаракту, помню его имя и отчество.

По-прежнему на операциях от меня требуется максимальное напряжение внимания: структуры глаза, с которыми мы работаем, в несколько раз тоньше волоса, они едва ощутимы.

— Что для вас было самым трудным в начале трудового пути?
— У меня совершенно не было протекции, я всего добивалась сама. Путь к операционному столу тернист, и безусловно, есть конкуренция — как среди молодых, так и среди опытных хирургов. Поэтому я сейчас внимательно отношусь к молодым врачам, поощряю их стремление работать.

Меня всегда восхищали профессионалы в своей области. В том числе и поэтому я требовательна и к себе, и к своим коллегам, но я стараюсь быть справедливой. Мне кажется, что если человек делает свою работу, то он должен делать ее отлично. Всегда.

— Расскажите о своей семье.
— У меня две дочери. Старшая заканчивает факультет фундаментальной медицины МГУ и, возможно, станет офтальмологом. Младшая — будущий архитектор, в 14 лет поступила в МАРХИ, учится на 4-м курсе. Я очень счастлива: у меня замечательная семья, мама, много хороших друзей и любимая работа.

— Вы прекрасно выглядите, как вам это удается?
— В моей жизни нет диет. Без фанатизма занимаюсь фитнессом, играю в теннис, плаваю.

— Если бы у вас выдался абсолютно свободный день, как вы бы его провели?
— С семьей. У нас нечасто есть возможность собраться все вместе.

— Какие профессиональные рекомендации вы можете дать нашим читателям?
— Наш глаз настолько сложен, что само его существование кажется невероятным. Но не всегда он работает идеально, за ним нужно следить и ухаживать. Делая важный выбор врача, советую обращаться за консультацией к профессионалам, хорошо знакомым с темой, которые могут грамотно и обоснованно ответить на все ваши вопросы. Не следует заниматься самолечением или выполнять советы, которые вы увидели по телевизору. А главное — будьте счастливы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.