Образ жизни, , ПульсПлюс

Права пациента или нужно ли знать правду?

Что нужно знать о правах пациента, какие вопросы задавать, на какие законы ссылаться. Надо ли это врачу, чтобы пациент знал, что к чему, или ему проще как раньше — он царь и бог, а пациент — просто объект приложения его умений?

За последние 10 лет в наш лексикон прочно вошло словосочетание «права пациента». Одним из важнейших прав пациента является право на информацию. Вот что гласит закон:

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 Основ Законодательства об охране здоровья (ОЗОЗ) (15 лет) их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Исходя из этого права, пациент может получить у доктора на приеме любую информацию о своем диагнозе. Для хорошего врача в общении с пациентом до сих пор не потеряла свою актуальность фраза: «Смотри, нас трое — ты, я и болезнь. Если ты будешь вместе со мной, мы победим болезнь. Но если ты будешь вместе с болезнью — победит она». Именно сотрудничество с пациентом позволяет врачу быть скорее советчиком, чем «родителем», а больному — не чувствовать себя маленьким беспомощным ребенком. Так называемая патерналистская модель медицины, когда к пациенту относятся как к малому ребенку, зачастую — удел тех врачей, которые маскируют этим свои не очень хорошие знания и неважное умение общаться.

Получить информацию сейчас можно и из книг, и из научно-популярных журналов, и из Интернета. Многие пациенты так и поступают, и это хорошо — человек лучше всего запоминает ту информацию, которую он находит сам. Однако не стоит применять какие-то методы лечения без рекомендации вашего лечащего доктора. Простой пример — больные вирусным гепатитом, например, часто увлекаются разнообразными гепатопротекторами, боятся «посадить печень» — а некоторые из этих препаратов не только не обладают заявленной эффективностью, но и вызывают лекарственное поражение печени. И если больной о приеме таких лекарств умолчит, врачу будет сложно поставить правильный диагноз и подобрать адекватное лечение.

Еще одно право пациента, закрепленное в законе, — это право на знакомство с документами и на получение всех копий документации. И если в медучреждении вам говорят: «историю болезни мы вам не дадим, не имеем права» — не верьте. Это не так. Вы имеете полное право знакомиться со всеми документами, касающимися вас или вашего ребенка, и порой это очень важно для правильного понимания назначенного лечения и принятия решения, потому что пациент должен знать, на проведение какой процедуры он соглашается, почему это нужно и какие могут быть последствия.

Концепция информированного, или, вернее, осознанного согласия возникла в западной медицине более 50 лет назад, с тех пор прямая обязанность врача — информировать пациента в доступной ему форме о предстоящей процедуре или операции. Вы имеете право попросить объяснить значение всех непонятных слов (в медицинской практике много терминов) и рассказать обо всех возможных манипуляциях. Иногда, конечно, бывает разумно доверить принятие окончательного решения врачу (например во время операции).

Правильно информированный и разумный пациент не перекладывает всю ответственность за свое здоровье на врача. При многих заболеваниях (например сахарный диабет, ожирение, гипертоническая болезнь) без деятельного и настойчивого участия пациента в процессе лечения ничего не получится — ведь, допустим, очень просто похудеть в больнице на диете, когда дают готовую еду, строго ограниченную по составу, и как сложно удержаться дома от лишнего пирожка! Задача врача в этом случае — скорее, консультативная, направляющая. Если у пациента сахарный диабет (особенно при назначении инсулина) — то патерналистская модель общения приведет только к тяжелой декомпенсации заболевания. Сейчас для многих больных стали организовывать специальные школы, чтобы пациент знал, как себя вести при своей болезни, на что обращать внимание, как реагировать на те или иные изменения в состоянии здоровья, и как регулировать лекарственную терапию. Обучение в такой школе при бронхиальной астме, к примеру, практически сводит на нет вероятность развития тяжелейшего ее осложнения — астматического статуса.

Поэтому современная модель общения врача и пациента — партнерство, предполагающее, что два равных друг другу участника лечебного процесса работают вместе для достижения хорошего результата. Грамотный и информированный пациент — это взрослый человек, взявший на себя ответственность за свое здоровье, знающий все права пациента и сотрудничающий с профессионалом, которому он доверяет.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Алена Aleno4ka
из статьи ничего полезного не узнала(
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.