Психология, , Журнал «Наша Психология»

Отличник и карма

Родители часто беспокоятся об отбившихся от рук троечниках, нанимают репетиторов, пытаясь выровнять шаткое положение. А если дневник чада усыпан пятерками, стоит ли волноваться?

В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»?

Образование как цель и смысл жизни

Буквально в предыдущем поколении это было аксиомой. Если у тебя есть мозги, ты будешь хорошо учиться и поступишь в вуз, закончишь его и получишь гарантированную высокооплачиваемую работу. Мало того, кандидатская ученая степень давала право на дополнительную жилплощадь, дополнительную пенсию, дополнительный отпуск. То есть никому даже объяснять не надо было, почему и зачем надо хорошо учиться.

А какие были альтернативы? В ПТУ, напильником махать? В армию, дачи генералам строить? У девочек была перспектива замужества хотя бы.

Так что старались все, кто мог. Кто не мог и трезво оценивал свои возможности, уходил после восьмого класса в техникум и получал рабочую специальность.

Жили-были две девочки – закадычные подружки, не разлей вода, расставались только на ночь, везде и всюду вместе со второго класса. Одна была из профессорской семьи, не просто все с высшим образованием, а на самом деле – профессура МГУ в пятом поколении. Училась левой ногой на одни пятерки, не прилагая ни малейших усилий, позволяла себе и двойки за несделанное домашнее задание, потом исправляла с запасом… Вторая – из потомственных военных, многодетная семья, строгое воспитание, физические наказания за тройки, про двойки никто и не заикался. Ей учеба давалась трудом, трудом и еще раз трудом.

Но девочки дружили, им было абсолютно все равно, кто из какой семьи. Взрослым было заметно, насколько разнится их уровень, видно было, что одна – лидер и тащит за собой, а вторая все время «прицепчиком». Но главное ведь результат? А в результате отличницами были обе, так что все были довольны. И так все было прекрасно до восьмого класса. А потом Лена, которой учеба давалась с трудом, категорически отказалась уходить после восьмого класса в педучилище, хотя ей советовали все, кто мог, учителя, родители, друзья. Но она не мыслила себе жизни отдельно от подруги, девочки уже давным-давно договорились поступать на одну специальность и так и идти по жизни вместе.

В старших классах стало очевидно, что Ленка программу еле тянет, особенно по точным предметам. Машка-то еле справлялась, но ей помогали отец и старшие братья-физики, а Лена стала засиживаться за полночь. К тому же, у веселой и слегка хулиганистой Маши появились ухажеры, она каждого знакомила с Леной, пыталась организовать квадрат «двое на двое», но что-то буксовало.

Закончилось все сокрушительным провалом Лены на вступительных экзаменах. Обязательное для всех вузов сочинение Машка написала на 5/5, лихо, за час. Лена отсидела отведенные шесть часов и получила пару. Это было ударом неимоверной силы. Девочки настолько верили в свою мечту «учиться и работать вместе», что «плана Б» просто не придумали. В последнюю секунду, с привлечением дедушки-генерала, Ленку за шкирку втащили в отходящий вагон педучилища. Но это был не ее поезд. После первого курса она забрала документы и ушла в никуда. Спустя 25 лет о ней нет никакой информации, по слухам работает то ли уборщицей, то ли сиделкой. Профессии никакой так и не получила.

К чему «сей фрак»? То есть какое отношение имеет та давняя история к проблеме нынешних выгоревших дотла отличников, ушедших в депрессию медалистов, залегших на диван победителей всероссийских олимпиад?

Самое прямое.

Большая часть историй, с которыми я сталкиваюсь в своем кабинете, выглядит примерно так.

Завоевать мир

Родители – москвичи в первом поколении, что называется «понаехавшие» из провинции в столичные вузы. Они хорошо помнят, как упирались всеми конечностями, как пахали день и ночь, до того, что кровь носом шла. Они пережили уже несколько кризисов и дефолтов, вырвались наверх и продолжают впахивать что есть силы. Высшее образование – единственно доступный им социальный лифт, они self-made man/woman, за их спиной не было никаких влиятельных родственников. Свой бизнес они строили с нуля, буквально с лотка в Лужниках, с одного ларька с сигаретами.

Дети для них – основная ценность, смысл и одновременно цель жизни, на них, как на последнего туза, поставлено все. «Мой ребенок будет жить как принц». Поэтому – дизайнерски обставленная детская, элитные детские сады с носителями трех языков, самая крутая школа в городе, каникулы в Британии и Шотландии, развивающие занятия с года. Зачастую жена/мать оставляет работу и всю себя посвящает образованию детей. Я лично знаю мам, которые день-деньской развозят деточек по дополнительным занятиям: школа, музыка, теннис/карате/выездка, иностранный язык. «У нас в неделю восемь дополнительных занятий. Восемь!» – с непередаваемой гордостью в голосе.

Особенно тяжко приходится тем детям, у которых обнаружили «способности». Их начинают рвать на части как учителя, так и родители. В период «гона» бедолаги ездят на олимпиады каждую неделю.

Ко мне на прием они попадают, когда начинает сбоить организм. Непонятные тики, экзема, которая не поддается никакому лечению, вырванные брови и ресницы, приступы рвоты… Все эти симптомы можно перевести одним словом: «Достали!»

Им не разрешают просто гулять, они не балдеют в наушниках, валяясь на ковре, не читают дурацкие комиксы. Они учатся-учатся-учатся, одиннадцать лет без передышки, потому что на каникулы у них тоже есть задание. Если посчитать нагрузку, получится, что десяти- – пятнадцатилетний человек работает больше взрослого: с восьми утра до десяти вечера. Практически без отдыха.

Ради чего все это чудовищное напряжение?

Не поверите: ради поступления в престижный вуз. Когда мне это говорят, я просто подпрыгиваю в кресле. Зачем, скажите на милость, зачем вам это поступление в Вышку или в МГИМО? Как изменится ваша жизнь, если ребенок будет там учиться?

На этом этапе родители начинают как-то путаться в показаниях. Вроде бы престижный вуз является ценностью сам по себе. Поступил – и все жизненные задачи выполнил. Или нет? Или это только ступенька к «высокооплачиваемой работе»? Или дверь за границу?

Как показывает практика, сам по себе сильный вуз ничего не определяет. Это абсолютно не гарантия будущей безоблачной жизни. Дети, которые не умеют в жизни ничего, кроме как решать математические задачи или писать олимпиады по иностранному языку, оказываются совершенно беспомощными перед лицом реальности.

И еще они устали.

Продолжение статьи читайте в следующем номере.

Мнение эксперта

Нарисуй «головонога»

В последние годы перфекционизм стал просто мировым бедствием. Стремление к немыслимому совершенству – обратная сторона «синдрома отличника». Такие люди просто не могут позволить себе проигрывать, да и вообще – жить так, как хочется. Пятилетние вундеркинды решают уравнения и лопочут на трех языках, но порой не могут нарисовать даже «головонога», не говоря уже о том, чтобы понять и объяснить свои чувства. Есть и «отличники» другого типа. В дошкольном возрасте никто не мучает их языками и шахматами. Эти способные детки сами стараются быть первыми во всем. И причина обычно кроется в неблагополучии семьи. Если родители постоянно ссорятся, малыш берет на себя роль «солнышка», ангела-хранителя хрупкой семьи. Но рано или поздно и у них заканчиваются ресурсы. «Отличником» человек может остаться и во взрослой жизни. Если ради «пятерок», карьеры или денег он живет через силу, нужно срочно принимать меры.

Ольга Митина,
кандидат психологических наук

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.