Практика,

Медицина и сострадание

Советы тибетского ламы Чокьи Ньима Ринпоче врачам, медсестрам и всем, кто ухаживает за больными.

Как сострадание помогает пациентам?

Проявление сострадания по отношению к пациенту так же важно, как своевременное оказание медицинской помощи. Простое применение медицинских знаний не может полностью устранить страдание, которое испытывают пациенты. Есть много видов страдания, как физического, так и эмоционального. Чувство беспомощности и паники — это умственная конструкция, надстроенная над болезнью. Именно такое отношение к болезни и делает её невыносимой. Если врач не будет развивать чуткость к ментальным и эмоциональным переживаниям больных, он будет сосредотачиваться только на физической стороне болезни.

Помогая пациенту успокоиться, мы тем самым исцеляем его. Степень страдания пациента соотносится с тем, насколько он цепляется за боль и дискомфорт. Чем больше человек сосредотачивается на боли, тем сильнее он страдает. Если легко относиться к страданию, то и боль будет такой же. Тот, кто способен вовсе не цепляться за происходящее, не будет переживать страдания, даже если его тело будет испытывать боль.

Даже если лекарства верно подобраны и лечение ведёт очень опытный врач, оно может оказаться не очень эффективным, если пациент потерял всякую надежду. Психологическая капитуляция может сказаться и на реакции тела. Очень важно, чтобы пациент сохранял надежду, чтобы он думал: «Я хочу быстро поправиться. Я хочу жить. Я хочу побороть эту болезнь». Такая мотивация имеет огромную силу. Она помогает телу сопротивляться, и лекарства работают лучше.

Как проявлять сострадание?

Забота врача должна быть искренней, поскольку подделать её невозможно. Когда люди больны и охвачены беспокойством, они становятся чувствительнее: они подмечают каждое, даже самое незначительное, изменение мимики врача.

Когда вы ухаживаете за пациентами, вы должны внушать им уверенность, транслируя своим поведением такое сообщение: «Мне действительно не все равно. Я сделаю все, что от меня зависит, и не только в том, что касается диагностики и лечения. Я не буду вас использовать, чтобы продемонстрировать свои профессиональные навыки. Если появится что-то, что я не знаю, я не побоюсь спросить других специалистов».

Врач не должен проявлять страх сближения с пациентом, и выражение его лица никогда не должно говорить «я махнул на тебя рукой». Нельзя, чтобы создалось впечатление, будто вам неудобно находиться рядом с больным из-за того, что вы не можете ничем ему помочь. Больные люди очень чувствительны, и один взгляд на человека, проявляющего бессилие, может быть для них крайне болезненным.

Пожилой возраст пациента часто становится отговоркой для того, чтобы не вкладывать много усилий в его лечение. Больно думать о том, как пожилые люди оказываются один на один с одиночеством и страхом, когда их жизнь подходит к концу.

Некоторые люди относятся к человеческому телу как к автомобилю. Когда у нас появляется дорогая новая машина, мы стараемся немедленно исправлять любые неполадки. Но если автомобиль служит нам уже долго, мы обычно не обращаем особого внимания на мелкие царапины и даже закрываем глаза на более серьёзные повреждения. Когда старая машина перестаёт заводиться, мы просто выбрасываем её. Если мы не будем осторожны, то общество может окончательно перепутать человеческое тело с машиной.

Как сострадание помогает врачам?

Сострадание позволяет нам поддерживать в себе желание сделать все, чтобы облегчить страдания пациентов, а мудрость помогает понять действительный источник этих страданий.

Мы не производим сострадание, мы позволяем ему проявляться. Подобно тому, как воде свойственна влажность, а пламени — жар, наша основополагающая природа по сути своей полна сострадания. Сострадание помогает врачам избежать потрясений и эмоционального истощения, когда они работают с раздражёнными людьми, измученными болезнью.

Усердие врача может быть разным. Мы можем проявлять его нехотя, не из-за желания помочь, но потому, что нам кажется: у нас нет выбора и это наша работа. Мы продолжаем действовать, смутно чувствуя: «Я обязан это сделать, так что я это сделаю». Но существует и альтернатива: усердие может быть наполнено радостью. Можно думать: «Я хочу, чтобы человек излечился» и действовать именно с таким настроем. Когда вы взрастите в себе искреннюю заботу о других, то сразу почувствуете, как усиливается желание им помогать.

Существует связь между расслабленностью и переживанием сострадания. Когда мы внутри расслаблены и спокойны, гораздо легче спонтанно испытать доброту и сострадание. Когда мы чувствуем напряжение, испытывать сострадание и доброту гораздо сложнее.

Как развивать сострадание?

Медицина и сострадание

Первый шаг к тому, чтобы стать сострадательнее, — это понять, что значит быть больным. Когда мы действительно осознаем, как пациент переживает болезнь, представим муки и боль, с ней связанные, мы, естественно, захотим их облегчить. Если мы действительно заботимся о пациенте и желаем ему помочь, а не просто относимся к нему как к проблеме, которую необходимо решить, это скажется на самочувствии пациента. Вам нужно осознать, насколько это болезненно — не знать, что может с тобой произойти в следующий момент, — и насколько эта неопределённость изматывает пациента.

Агрессивное поведение пациента зачастую вызвано отчаянием, не имеющим отношения к конкретному врачу или медсестре. Важно это понять, поскольку в противном случае вам захочется отправить пациента куда-нибудь ещё — к другому врачу, в другое отделение или вообще в другую больницу. Вы готовы сделать все, лишь бы вам не пришлось им заниматься. Вы думаете: «Я не хочу больше иметь дело с этим человеком. Он совершенно невыносим». Такие мысли не только указывают на недостаток терпения, они ещё демонстрируют отсутствие мудрости. Это значит, что вы не смогли взглянуть на происходящее глазами пациента.

Следует отнестись к упражнениям по развитию сострадания так, как если бы речь шла об обучении игре на фортепиано. Нельзя и подумать о том, чтобы стать концертным пианистом за выходные, взяв лишь пару уроков. Как и мастерство пианиста, развитие сострадания — результат непрестанной ежедневной практики, а не внезапной вспышки вдохновения.

Мы можем каждый день выделять пятнадцать минут на то, чтобы просто позволить телу и уму пребывать в расслабленном, лёгком состоянии. Эффект от упражнений сохранится на весь день и позволит нам в трудной ситуации вновь вернуться к чувству лёгкости и расслабленности. Некоторые болезни возникают исключительно вследствие умственного состояния человека, когда, например, он долго испытывает отчаяние и горе, таит в себе гнев и ненависть, взращивает внутри сильную зависть или ревность.

Перед тем, как мы засыпаем, всегда появляется последняя мысль. Мы можем попробовать сделать так, чтобы эта последняя мысль была великодушной и благородной. Если у нас получится, весь сон будет пронизан благими качествами этой мысли.

Как взаимодействовать с умирающими?

Существуют различные взгляды на то, что следует говорить серьезно или неизлечимо больному человеку о его состоянии.

Разумеется, желательно быть честным с ним. Но иногда, проявляя излишнюю честность, мы не вполне честны. Например, если вы скажете: «Я думаю, ваша болезнь неизлечима», это будет отражать вашу точку зрения на тот момент времени. Но что будет, если пациент впоследствии выздоровеет? Будет ли это значить, что вы солгали? В случае, если болезнь очень серьёзная, можно сказать: «Вылечить вашу болезнь непросто, но мы должны постараться. И вам, и нам нужна надежда. Мы сделаем все, что в наших силах, и вы, в свою очередь, боритесь до конца». Тут важно не лишить пациента последней надежды.

Как только становится очевидным, что смерть неизбежна, мы можем помочь пациенту и его семье принять умирание как естественный процесс, который в итоге ждёт всех нас. В этом и заключается помощь умирающему и его родным. Следует обращаться с умирающим мягко и деликатно. Необходимо держать его за руку, говорить с ним приятным голосом и помогать расслабиться. Можно сказать: «Не беспокойтесь. То, что с вами происходит, очень естественно. Мы сделаем все необходимое, чтобы вы чувствовали себя хорошо».

Когда ситуация полностью безнадёжна и пациента ждёт смерть, нам нужно решить, как облегчить страдания пациента. Сегодня в арсенале врачей имеются очень сильные лекарства, способные облегчить боль, связанную с умиранием. Эти лекарства могут быть эффективными, но при этом они сильно затуманивают сознание пациента. Поскольку во время умирания человеку необходимо оказаться в определённом состоянии ума, вопрос о том, как в конкретной ситуации применять подобные препараты, может оказаться непростым. Лучше всего, если вы поможете человеку поддерживать определённую степень осознанности. В то же время не нужно заставлять человека бесполезно страдать.

В буддийской традиции считается, что перед лицом смерти человеку крайне важно простить самого себя, в буквальном смысле. Неважно, перед кем вы просите прощения или кого вы представляете в этот момент. Важнее почувствовать, что вы действительно освободились от ошибок, которые совершили в своих словах, в мыслях или в поступках. Нужно полностью отпустить тяжелые мысли, чтобы они не тянули вас вниз. Это позволит почувствовать лёгкость, ясность и спокойствие.

Cмерть тела — естественный результат его жизни. Пока мы живы, важно научиться открыто встречать все, что с нами происходит. Когда придёт время умирать, мы должны знать, как умереть, не согнувшись под ношей тревоги, страха и боли — мы должны уйти без ужаса в глазах.

Не размышляя о непостоянстве и не принимая его близко к сердцу, люди слишком сильно привязываются к вещам и отношениям, считая их чем-то постоянным. Поэтому, когда что-то идёт не так, им очень тяжело это принять. Они впадают в панику, снова и снова задавая себе вопрос: «Почему? Почему это происходит со мной?» А почему бы и нет? Все непостоянно. Непостоянство — великий учитель.

 


Книга «Медицина и сострадание» — первая попытка рассказать о том, как методы тибетского буддизма могут быть полезны всем, кто ухаживает за больными.

Она построена на лекциях, прочитанных известным тибетским ламой Чокьи Ньима Ринпоче в рамках конференций западных медицинских работников, и издана по инициативе американского врача Дэвида Р. Шлима, эксперта в области медицины путешествий. По его наблюдению, «сегодня в медицинском образовании недостаёт метода, позволяющего врачам проявлять сострадание и работать с эмоциональными травмами, не нанося урона собственному психическому здоровью».

Издание призвано восполнить этот пробел: его задача - показать, что существует заложенная 2500 лет назад традиция упражнения в сострадании, которую можно успешно применять в условиях западных медицинских учреждений. Авторы подчеркивают, что получить пользу от чтения книги и применять советы на практике могут не только последователи буддизма.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.