Общество и государство, , «Российская газета»

Киборги научат медсестер ухаживать за детьми

В Москве открылся первый симуляционный центр для подготовки и переподготовки среднего медицинского персонала.

На роботах-симуляторах будут обучать медицинских сестер не только сложным манипуляциям — например, кормлению больных через зонд, катетеризации мочевого пузыря, всех видов инъекций, но и процедурам ухода за взрослыми пациентами и детьми. Не секрет, что сегодня выпускницы медучилищ порой не умеют сделать даже обычный внутримышечный укол, не говоря уже о более сложных манипуляциях. И учиться иной раз им приходится на нас, живых пациентах.

Роботы позволяют формировать и навыки диагностики — у них может изменяться ритм сердцебиения, они способны «разговаривать» с обучаемыми, рассказывая о своих ощущениях и переживаниях, имитировать реакции на воздействие и т.д. Управляет ими с помощью специального пульта оператор, который  действует вместе с преподавателем.

Программы, заложенные в каждый из симуляторов, можно дополнять и изменять, в зависимости от содержания учебного курса. Он длится 8 часов, и при необходимости его можно интегрировать в учебную программу училища или курсов переподготовки. Прошедшим обучение на симуляторах будет выдаваться специальное удостоверение, которое, по мнению организаторов, повысит шансы курсантов при трудоустройстве.

Симуляционное обучение — это инновационный подход к медицинскому образованию. Сегодня симуляционные центры открываются при медицинских вузах, училищах, коммерческих клиниках. Преподаватель сначала демонстрирует медсестрам правильное выполнение манипуляций, затем обучаемые повторяют их под видеозапись. Затем проводится полный разбор действий каждой сестры с обсуждением ошибок. Так закрепляется правильный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации.

На открытии центра присутствующим продемонстрировали работу с роботами, которые отвечали на вопросы медсестры, реагировали на ее действия. Роботу-женщине, к которой медсестра обращалась по имени-отчеству, например, вводился желудочный зонд. «Анна Ивановна» отвечала, кашляла и даже вздрагивала, как живая. А патронажная сестра показала «родителям» новорожденного правильные приемы ухода за ним. Робот-малыш при этом то плакал, то гулил — общался с сестрой.

— Для самой медсестры такого рода тренинги — это еще и наработка  навыков коммуникации с пациентами и их родственниками, — поясняет руководитель симуляционного центра Ольга Гервас.

Сегодня уже доступно оборудование для разных типов симуляционных центров — как для врачей разных специальностей, так и для медсестер, желающих пройти переаттестацию по другой специальности, а также и для учащихся медицинских училищ и колледжей. Подобные центры уже работают, например, в медучилищах в Томске и Ульяновской области, отделения для подготовки медсестер есть в симуляционных центрах многих медвузов. Всего до 2020 года в стране должно быть открыто 80 центров с этой образовательной технологией.

— Мы уверены, что такая подготовка позволяет не только повышать профессиональный уровень, но и обеспечивать безопасность пациентов, — говорит директор Высшей медицинской школы Виталина Левашова.  

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.