Наука и практика, , Forbes

Иностранный язык можно изучать во сне

Швейцарские ученые считают, что все зависит от фазы сна.

Идея обучения во сне, или гипнопедии, была впервые выдвинута в начале XX века. Американский изобретатель Алоиз Бенджамин Сейлиджер в 1927 году предложил использовать «психофон» — приспособление, транслировавшее аудиоинформацию, пока испытуемый спал. Параллельно идею развивали писатели-фантасты: в «Дивном новом мире» Олдоса Хаксли гипнопедия — важный элемент антиутопии, где она используется для манипулирования сознанием людей.

Кадр из фильма «Дивный новый мир»

Однако с появлением научной нейробиологии идея гипнопедии приобрела репутацию лженаучного шарлатанства. В частности, было установлено, что во всех случаях, когда испытуемые запоминали полученную во сне информацию, в их мозгу наблюдались альфа-ритмы, а это свидетельствует о пробуждении.

Таким образом, заключили нейробиологи, если усвоение новых знаний и происходит, то лишь в краткие моменты на грани сна и бодрствования, а следовательно, крайне неэффективно. В дальнейшем время от времени публиковались результаты, свидетельствующие о том, что запоминание во сне (например, музыкальных мелодий) все же возможно. Однако лежащие в основе физиологические механизмы оставались загадкой.

Не так давно стала проясняться одна из главных функций сна: консолидация памяти, то есть избирательный переход информации из кратковременной в долговременную память.

Если во сне мозг способен «проигрывать» информацию, полученную в период бодрствования, чтобы отобрать из нее главное для запоминания, теоретически вполне возможно использовать тот же процесс и для запоминания нового. Именно так рассуждали исследователи из Института психологии Университета Берна в Швейцарии.

В их работе, вышедшей на прошлой неделе в Current Biology, они показали, что ассоциации незнакомых слов с определенными понятиями, сформированные во время кратковременного дневного сна, могут быть использованы мозгом в бодрствующем состоянии. Более того, гиппокамп — часть мозга, участвующая в ассоциативном обучении — выполняет ту же саму функцию и в том случае, когда обучение происходит во сне.

В состоянии глубокого сна («медленный дельта-сон») клетки мозга синхронно активизируются примерно каждые полсекунды («дельта-колебания»). Испытуемым проигрывали слова родного немецкого языка, а затем — их перевод на вымышленный язык, причем «иностранные» слова звучали точно в момент активизации нейронов в дельта-ритме. К примеру, несуществующее слово «гуга» означало «слон», а «тофер» — «ключ».

После того, как испытуемые пробуждались, им предлагалось задание на ассоциации: ассоциируется ли данное незнакомое слово с маленьким или большим предметом? В статистически значимом большинстве случаев «гуга» ассоциировалась с чем-то большим, а «тофер» — с маленьким.

Исследователи показали, что гиппокамп и речевые центры мозга участвуют в запоминании новых «слов» как во время бодрствования, так и во сне. Из этого они делают заключение, что базовый механизм запоминания не требует участия сознания.

По словам руководителя исследования Катарины Хенке, нейробиологам еще предстоит выяснить, каким образом и в какой степени можно использовать способность мозга формировать ассоциации во сне для практических целей.

Читайте также: Как победить сонливость?

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Весна
Слышала, что итогом обучения во сне становилась смерть. Не сразу, а лет через 10.
СсылкаПожаловаться
AVS
Для начала, хотя-бы во сне, большинству нашего народонаселения надо выучить свой, русский язык, и только после этого уже приступать к изучению иностранных языков.
Абсолютно безграмотным стал народ.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария